Поиск

Иероним Босх. "Семь смертных грехов (столешница)" 1480-1485


Автор — Ела2012. Это цитата этого сообщения

Иероним Босх. «Семь смертных грехов (столешница)» 1480-1485

Ерун Антонисон ван Акен или Иероним Босх. Известный нидерландский художник эпохи Северного Возрождения.
До наших дней сохранились 25 картин и 8 рисунков этого живописца. Наиболее известная картина — «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи».
Подобно Данте Алигьери из «Божественной комедии», который спустился в Чистилище и познал все его круги, Иероним Босх воссоздал на своем полотне грехи человека, согласно религиозным канонам своего времени. Картина написана излюбленной техникой художника – алла прима, когда первые мазки масляной краски создают окончательную фактуру полотна.

8.1.Семь смертных грехов (столешница) (1480-1485) (120 х 150) (Прадо, Мадрид).jpg
Семь смертных грехов (столешница) (1480-1485)

Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла.
Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале (Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал — монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II, расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама.), где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.

Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит».
Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные,
а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов.

Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника).

8.5.Деталь. Блуд.jpg
8.5.Деталь. Блуд
похоть — две влюбленные парочки, охваченные страстью;

8.4.Деталь. Гордость.jpg
8.4.Деталь. Гордость
гордыню — женщина, жадно всматривающаяся в зеркало, служившее излюбленной аллегорической демонстрацией Босха тщеславию и гордыне, т. к. оно считалось инструментом дьявола;

8.3.Деталь. Зависть.jpg
8.3.Деталь. Зависть
зависть — выражена в косых взглядах пожилых супругов на своего соседа, который сделал дорогую покупку

8.2.Деталь. Обжорство.jpg
8.2.Деталь. Обжорство
чревоугодие — толстый человек, который пожирает все, что есть на столе и никак не может насытиться;

лень — невыполнение своих обязанностей священником, к которому на исповедь пришла прихожанка;
алчность — подкуп судьи, от решения которого зависит судьба человека;
гнев — изображен в виде драки двух мужчин и женщины, которые изрядно выпили перед этим;

Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев.
Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары.

Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.

8.8.Смерть скупого.jpg
Смерть скупого

8.7.Деталь. Рай и апостол Пётр у врат райских.jpg
Рай и апостол Пётр у врат райских.

8.6.Деталь. Мучения грешников в аду.jpg
Мучения грешников в аду

Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»(Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»(Второзаконие 32:20)
Смертный грех- так в христианстве называют грехи, которые ведут к гибели души.
Вопреки распространённому заблуждению, концепция «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека.В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку:
всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32)

http://opisanie-kartin.com/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий