Поиск

«Великая Пятница» в византийском и в римском богослужебном обряде.


Если богослужения Страстной Седмицы до В.Пятницы тематически насыщены (я бы сказал, «медитативны»), то богослужения Вечерни В.Четверга (в визант. обр.) и В.Пятницы (и в лат., и в греч. обрядах) экспрессивны и почти «пусты» в богословском смысле. На это уже обращали внимание некоторые критики, но, как мне кажется, понимания этого факта не достигли. Итак, в богослужении В.Пятницы фактически отсутствует богословие Страстей (за исключением стихиры «Днесь висит на древе землю на водах повесивший»). В целом стихиры только, говоря простым языком, «стонут и плачут», но не богословствуют не рефлексируют над смыслом Страстей. Много место уделено «иудиному окаянству» и «окаянным иудеям» (в Novus Ordo 1969 римского обряда и это отсутствует). Почему же в этот день мы видим такую богословскую пустоту? Случайно ли это? – Нет! Абсолютному кеносису Сына соответствует абсолютный кеносис Церкви: в это время Он, стоя у Голгофы, не может богословствовать – Она может только плакать и стонать! И это – естественно. Она выражает реальные, живые чувства любящего сердца. Когда мы стоим рядом со страждущим ближним, то мы вряд ли читаем ему лекции по теодицеи и о смысле страданий. Мы сострадаем, а значит, мысль немеет, слова теряются, остается только сопричастность боли и мукам страдальца! Именно поэтому я против существенного изменения нашего богослужения: сухая и «красивая» мыслительная рефлексия не соответствует этому трагическому моменту. И лишь когда Страдалец возгласил «Свершилось» и тело Его было положено в Гроб, настал час «покоя» и «осмысления» страданий: Собственно в византийском обряде Церковь вновь начинает «богословствовать» только с вечерни Великой Пятницы.

А вообще порядок Страстного Пути к Пасхе можно изложить так:
А. Вечеря (общение, верность). – Испытание верности (Гефсимания). – Боль, слезы (пытки, суд, распятие, смерть). – Покой (положение во Гроб и весь день Субботы). – Радость Новой Жизни (Вечер Субботы, согласно Мф. 28:1). Итак: Вечеря – Испытание – Страдания – Слезы –Покой – Воскресение.

Б. Трапеза (сопричастность). – Выбор (следовать дальше с Ним, или оставить Его). – Неверность (Петр и Иуда, но в одном случае с возвращением, в другом – с отчаянием и погибелью). – Верность (Иоанн, Жены мироносицы). – Позор (от взятия под стражду до смерти на Кресте). – Покой. – Слава

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий