Поиск

Мой «Приходской Типикон» на Страстные Чт., Пт. и Субб.


Я 9-й год служу в сельских приходах, причем, управляю юридически двумя приходами. Прихожане все – старики (за редким исключением). Сразу стало ясно, что служить две службы на праздник (я имею ввиду «с вечера» и «на утро»), а так же две службы в один день (утром и вечером) – не реально! Поэтому я служу в три последних дня Святых Страстей следующим образом:

Великий Четверг:
09:00 в с. Просяном – Утреня (с чтением канона в моем переводе).
15:00 в с. Курячевка (прихожан всегда больше тут) – Вечерня с Евхаристией (по чину Василия Великого) и тут же, по заамвонной молитве – «12 Евангелий». Причем изначально (согласно свидетельству Сильвии Этерии в 4 в., а так же Иерусалимскому Канонарю изд. Кекелидзе и Святогробскому Типику изд. Дмитриевским) это не было чтение на утрени, а были 12-ть самостоятельных кратких «молебнов», совершаемых во время остановок «крестного хода» в разных местах Иерусалима и его окрестностей. Поэтому я полностью исключаю элементы суточного круга из этой службы (т.е. шестопсалмие, ектении, хвалитны и т.д.), а по заамвонной молитве Евхаристической Литургии сразу начинаю петь тропарь «Когда славные ученики…» и все последование 12-ти Евангелий (с седальнами, антифонами, трипеснцем и т.д.) «в ряд». Т.е. получается одна служба (Евхаристия + 12-ть Евангельских чтений), которая длится в целом от 5 до 5,5 часов.

Великая Пятница
09:00 в с. Просяном – «Царские Часы».
15:00 в с. Курячевка – Вечерня с выносом плащаницы и тут же каноном на Плач Богородицы. После канона – проповедь, затем сразу же «Бог Господь», тропари и 17-я кафисма с соответствующими тропарями «на погребение Христа». После завершения 3-й статии и каждения храма – сугубая ектения и отпуст.

День Великой Субботы предоставляю своим прихожанам для приготовления к Пасхе.

Пасха Христова
В вечер субботы (как полагается) в 15 или 16 ч. начинаю в с. Просяном вечерню (точнее – перед вечерней чтение Канона В.Субботы), которая переходит в пасхальную службу сразу же, как сядет солнце – чтение Ев. от Мф. 28 открывает (!) именно Пасхальную службу. После чтения Евангелия – Лит. Василия Вел. по пасхальному чину, освящение еды и разговляюсь с верующими (но без мяса). Все это заканчивается ок. 21-го часа.

В 23:00 службу в Курячевке: Утреня пасхальная и Литургия апостола Иакова.

Примечание: о пасхальном характере Литургии Василия Великого (неверно называемой «Литургией Великой Субботы») см. в моей краткой, но обстоятельной рецензии на опус Желтова «Великая Суббота» в «Православной Энциклопедии». Моя рецензия тут: Церковь и Время № 1 (66), 2014.

Знаю, что возникнет вопрос о служении двух литургий в продолжении одних литургических суток. Отвечаю: восточные народы не знали понятия суток, им приходилось относить Литургию или к «дню», или к «ночи». Не было запрета служить две литургии в сутки. Был запрет служить две литургии «за одну ночь» или «за один день». Соответственно, Литургия, которая служится в вечерние часы, относится к уже наступившей ночи Пасхи, а сама эта ночь относится к следующему дню (а не к дню минувшему, ушедшему с закатом солнца). К примеру, Литургия «сочельника» Рождества – это никакая не Литургия сочельника, а полноценная Литургия Рождества, наступившего уже праздника (что, кстати, отражено и в Типиконе: Вечерня с Литургией даны не под 24-м, а под 25-м числом декабря). Но утром может быть вторая Литургия (вот, кстати, ответ, почему служится Литургия Василия Великого вечером при наступлении Рождества, если предшествовал пост, а если не предшествовал пост, то эта же самая Литургия служится утром на Рождество). Соответственно, канонический запрет служить две литургии «в день» относятся именно к служению двух литургий за один восточный «день» или за одну восточную «ночь». Но первая Литургия Пасхи относится к «ночи» праздника, а вторая Литургия Пасхи относится уже к «дню» праздника (т.к. заканчивается на рассвете). А потому, все те, кто причастился в полночь и разговелся, могут причаститься и на «дневной» Литургии. К сожалению, из-за того, что у нас «сдвинулось» богослужение, и вопреки всем каноническим требованиям, большинство служит первую Литургию Пасхи утром в Великую Субботу (да еще и при этом совершает Великую Вечерню, полагающуюся в канун Пасхи). Что сказать, кроме того, что утрачено подлинное литургическое чутье?

Заметим, что аналогичная беда была и в римском обряде, но там эту проблему давно решили: «С 1948 года Пием XII была создана комиссия по подготовке литургической реформы, а уже в середине 1950-х гг. тем же Папой было внесено первое существенное изменение в богослужебный устав Страстной Седмицы. Ведь уже много веков западные христиане не знали, что такое Пасхальная Ночь – «мать всех бдений», по слову Учителя Церкви св. Августина Иппонского. Служба навечерия Пасхи исторически переместилась с Пасхальной Ночи на утро Великой Субботы (как и по сей день это сохраняется в византийском обряде), утратив свой праздничный характер и значение начала пасхальных торжеств. Теперь это богослужение возвращено во всей своей красоте и торжественности на прежнее законное место и стало вершиной литургического года» (Сахаров. Литургическая реформа и инкультурация в Католической Церкви: Неоднозначность оценок. // Новая Европа № 15. – Милан-Москва, 2002.– С.120а).

Да и еще: Иероним Стридонтский пишет: «предание апостольское – чтобы в ночь бдения Пасхи [in die vigiliarum Paschae] – до наступления самой полночи не позволяли отпускать из Храма народ, ожидающий Пришествия Христова» (PL 26: 184-185) Обратим внимание на то, что в полночь пасхальное Бдение завершалось (!!!), а не начиналось, как у нас сегодня

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий