Поиск

История монахини (фильм)


История монахини / The Nun’s Story [F]. Режиссёр Фред Зиннеманн /Fred Zinnemann/, по роману Кэтрин Халм. – США, 1958; номинирован на «Оскар» 1959.

В основу замечательного фильма легла реальная история дочери бельгийского хирурга, девушки Габриель ван дель Маль, в 1927 г. вступившей в монашеский орден бельгийских кармелиток и принявшей монашеское имя сестры Люк (которую сыграла великолепная, прекрасная Одри Хепберн /Audrey Hepburn – честно говоря, лучшей монашеской роли я не видел, и еще – она очень женственная, а потому мой чисто мужской восторг не знал границ).

Фильм прекрасный! Хорошо показана монашеская традиция – насколько это доступно обывателю: показаны принципы монашеской добродетели, этапы послушания, дисциплины, но нет попыток «сыграть саму духовность» (опыт созерцания и т.д, что не возможно «играть»). Но заканчивается картина трагично. Только тот, кто принял сакраментальное посвящение себя Христу, знает, что такое «уйти из монашества». У меня рвалось на куски сердце, когда сестра Люк подписывала документ об уходе из монастыря и снимала с себя монашеские ризы.

Но я хотел бы обратить внимание на две параллели, которые, по-видимому, не бросились в глаза даже самим режиссерам картины.

1. У сестры Люк напряжение было между монашеским деланием и служением сестры милосердия. Если внимательно всмотреться в фильм, то видно, что с самого начала она шла в орден, чтобы пойти по стопам отца – стать медиком. Когда отец выразил недоумение касательно совместимости ее упрямого характера и монашеского служения, она сказала: «Но иначе я никак не попаду в Конго». Парадокс заключался в том, что орден кармелиток – это созерцательный, «молчальнический» (исихастский) орден. Ей хотелось стать медиком и ехать в Конго, но путь туда лежал только через миссионерские монашеские организации. Ну а в монашестве ей все же сначала надлежало бы стать хорошей монахиней, а не медиком (об этом ей и напомнила аббатиса Эммануэль: «Ты приносила обеты Христу, чтобы стать монахиней, а не медсестрой»). И она стала хорошей монахиней! По кр. мере, по фильму все именно так! Она и дальше бы вела борьбу со своим своеволием, служила бы во имя Христа, если не бы не вторая параллель.

2. Монашеское сердце открыто прощению. Если ты не можешь прощать и любить всех, то не принимай монашества – оно станет для тебя огнем, сжигающим изнутри. В Конго сестра Люк удивила местных жителей, когда она (от лица сестер-монахинь) объявила о прощении чернокожего убийцы одной из монашек. Узнав, что им руководили языческие заблуждения, приведшие его к убийству, она сказала: «Мне очень жаль его». Итак, она объявила о христианском всепрощении (и сказала сущую правду). Но этот шаг повлечет непременно более суровое испытание твоего сердца. И вот уже в Бельгии, у себя на родине, она оказывается на территории немецкой оккупации. Она начинает ненавидеть врагов своего народа. И ее ненависть увеличивается, когда она узнает, что немцы расстреляли ее отца. Это и было испытанием ее безграничной любви: простить в Конго от лица общины убийство одной из твоих коллег – это одно. Это красиво! Но здесь нет великого подвига. А вот простить тех, кто убил самое дорогое тебе (по плоти) – это уже настоящее крестное прощение, и тут не скажешь с улыбкой: «Мне искренне жаль убийцу». А ведь, если вдуматься, немецкие оккупационные каратели – такие же жертвы идеологического (языческого) дурмана, как и чернокожий убийца в Конго. Но там убийца не тронул «самого дорого для тебя», и ты могла его простить. Она не смогла простить убийц, поэтому ушла… Мне было больно смотреть это все, т.к. я сам не умею прощать. Я не знаю, как не разорвалось ее сердце, когда она рвала узы со Священным Посвящением?… «Возможно, это был единственный фильм студии (Уорнеры), в которой не было музыки во время финальных титров. Зиннеманн настоял, чтобы титры сопровождались молчанием», говорится в аннотации к фильму.

* * *
Я смотрел этот фильм и думал: «Господи, какое же я ничтожество? Я и тысячной доли добра не сделал в сравнении с матушкой Люк! Я и одного из 100 000 ее подвигов монашеских не совершил! Но если и она споткнулась, как мне быть, грешному и блудному? Да куда мне до неё?»…

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий