Поиск

Жорж Дюмени́ль де Лату́р (1593-1652)


Автор — Ольга-В. Это цитата этого сообщения

Жорж Дюмени́ль де Лату́р (1593-1652)

foto

Жорж де Ла Тур. Гадалка. Датировка: между 1620 и 1639, скорее 1630-е годы. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк 


Пока старая гадалка-цыганка вещает свое предсказание, наивного юношу обворовывают ее сообщницы. Подобный сюжет был весьма популярен в живописи XVI-XVII веков, в том числе среди караваджистов по всей Европе.
 
Еще в начале XX века никто не помнил имени этого неизвестного мастера, чьи работы хранились в провинциальных музеях Франции. Однако при жизни он был весьма успешным живописцем. Художника звали Жорж де Ла Тур, работал он в Люневилле и находился под покровительством местного герцога.
После кончины имя живописца быстро забыли. Лишь в 1940-е годы его вновь “открыли” и возвеличили как самого вдохновенного из последователей Караваджо.
Искусствоведы говорят, что лотарингец Жорж де Ла Тур продемонстрировал собственное, возможно самое личностное и поэтическое восприятие стиля великого Караваджо.
 
Жорж де Ла Тур (Латур) /Georges de La Tour (1593-1652) родился в Вик-сюр-Сей /Vic-sur-Seille в Лотарингии, вроде бы, в семье булочника и жил близ Люневилля /Lunéville.
В то время Лотарингия еще не входила полностью в состав Франции, и шла нескончаемая борьба за обладание ее землями. По стране не раз прокатывалась волна религиозных войн.foto
Жорж де Ла Тур. Гадалка. 1630-е (?). Музей Метрополитен. Фрагмент


 
"Гадалка" Жоржа де Ла Тура (1593-1652) из Метрополитен-музея является одним из ранних шедевров художника, хотя есть те, кто сомневается в авторстве, считая полотно искусной подделкой. Официальная позиция искусствоведов – работа принадлежит де Ла Туру.
 
Надпись на картине содержит название города, где жил Ла Тур – Lunéville в Лотарингии.fotoЖорж де Ла Тур. Гадалка. 1630-е (?). Музей Метрополитен. Фрагмент


 
Картину можно интерпретировать как жанровую или театральную сцену.

Либо как отсылку к притче о блудном сыне из Евангелия от Луки: "По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно" [Луки 15:13].

fotoЖорж де Ла Тур. Потасовка музыкантов. Приблизительно 1625-1630


До нас до шло мало сведений о жизни Ла Тура. Зато известно, например, что он был надменен но отношению к соседям и нелюбим ими. Что было с молодым человеком до 1617 года исследователи не знают.fotoСлепой игрок на шарманке. Жорж де Ла Тур. 1620-1630-е. Холст, масло, 86 х 62,5 см. Прадо


В брачном контракте Ла Тура содержится запись, что 2 июля 1617 года на девушке из благородной люневильской семьи женится Латур-живописец, следовательно, в этот период он уже трудился как художник.

Молодые селятся в Люневелле, который в то время был одной из резиденций герцога Лотарингии.

Видимо, до смерти герцога в 1624 году Латур в основном работал для двора и получал ряд привилегий; затем его основными заказчиками становятся богатые горожане.foto

Жорж де Ла Тур. Святой Иероним читает письмо. Около 1627-1629(?). Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания.


В тридцатые годы XVII века Лотарингия окончательно переходит под власть французской короны, и Ла Тур в 1639 году получает официальный титул – Ординарный живописец короля.

Он добивается признания и финансового успеха. В 1642 году в письме к французскому наместнику горожане причисляют художника к самым богатым людям города.fotoИов и его жена. Жорж де Латур. Около 1625-1650


Латур имел большую семью: у него родилось десять детей, но только трое его наследников пережили своих родителей.fotoОколо 1640-х 


На художника большое влияние оказала школа Караваджо.

Расположение Лотарингии между Германией, Францией и Нидерландами предопределило и влияние на Латура голландской жанровой живописи.fotoЖорж де Латур. Поклонение пастухов. 1640-е. Лувр, Париж


Подобно Хонтхорсту, Ла Тур ассоциируется в первую очередь с изображением ночных сцен и использованием свечи как источника света на картине.

Однако свет Ла Тур передает более тонко и чутко, его работы значительнее по замыслу и более мрачные по настроению.fotoЖенщина, ловящая блох. Жорж де Ла Тур. Холст, масло, 120 х 90 см. Коллекция Дворца герцогов Лотарингии - Лотарингский музей, Нанси, Франция


Вокруг хронологии работ Ла Тура существует немало ученых споров.fotoЖорж де Ла Тур. Уплата пошлины, 1634, Львовская галерея искусств, Львов, Украина 


На картинах, ассоциирующихся с началом творческого пути Жоржа де Ла Тура, действие происходит при свете дня, а персонажами являются крестьяне и публика типа карточных шулеров.

Они значительно отличаются по духу от спокойных и величавых религиозных образов периода его зрелости, так что здесь спорна не только датировка, но и сама принадлежность картин.

Как уже сказано, утверждалось и горячо опровергалось, что "Гадалка" из Музея Метрополитен подделана в наши дни. В частности, сомнения в подлинности полотна возникли у английского историка искусства Кристофера Райта, его позиция изложена в книге 1984 года Искусство фальсификатора / Art of the Forger by Christopher Wright.

Центральная идея книги: Гадалка из Мет, наряду с другими работами, приписываемыми Ла Туру, на самом деле является подделкой XX века, исполненной художником и реставратором Эмилем Делобре /Emile Delobre (1873-1956).

Согласно версии Райта подлинность «Гадалки» была подтверждена сравнением её с двумя версиями «Шулера».fotoЖорж де Ла Тур. Шулер с трефовым тузом. Между около 1630 и около 1634. Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, штат Техас, США 


Оба «Шулера» всплыли в 1920-х годах, они находились в частных коллекциях и в первый раз могли быть изучены специалистами. При этом, пишет Райт, фальшивки «доказали» подлинность друг друга.
По его гипотезе, все три картины были написаны в США французом Делобре, «Шулера» в начале XX века, «Гадалка» в 1940-х годах. Фальшивую «Гадалку» потом якобы подсунули вместо старой картины схожей тематики, которая висела в одном французском замке и история которой прослеживалась с 1879 года.
 
Специалисты из музеев Метрополитен, Лувр и других категорически не согласны с подобными утверждениями.
 
Никто не оспаривает тот факт, что большинство картин, приписываемых кисти молодого Ла Тура, причем почти исключительно на основании стиля, являются мастерски выполненными произведениями XVII века, но их авторство все-таки остается под вопросом.fotoЖорж де Ла Тур. Шулер с бубновым тузом. Около 1635. Лувр


Два «Шулера», как и «Гадалка» из Мет, стоят несколько особняком в творчестве художника. Когда были известны только «ночные» картины Ла Тура, где освещение воспроизводилось с помощью свечи, авторство «Шулера с бубновым тузом» подвергалось сомнению.

Но после обнаружения других подобных картин, схожесть композиционного решения и трактовки образов не позволили специалистам сомневаться в авторстве Ла Тура.

В 1972 году «Шулера с бубновым тузом» приобрели для Лувра.fotofoto

Фрагменты двух «Шулеров»


Другая проблема в изучении наследия Ла Тура заключается в том, что многие из его не вызывающих сомнения композиций существуют более чем в одном варианте и студийные копии, каковыми они представляются, порой исключительно высоки по уровню.

foto

Nationalmuseum, Stockholmfoto

Musée de Grenoble


Кающийся Святой Иероним. Жорж де Ла Тур:
21. В красных "трусах": Музей Гренобля, Гренобль, Франция / Penitent Saint Jerome. Georges de La Tour. Oil on canvas, 157 x 100 cm. Date 1624-1650. Grenoble, Musée de Grenoble. Saisie de l'Etat Inventorié en 1797. Source
22. В белых "трусах": Национальный музей Швеции / Saint Jerôme pénitent. Georges de La Tour. Date entre 1625 et 1642. 152 × 109 cm. Nationalmuseum, Stockholm, Suède. via
 
Сын Ла Тура, Этьен (1621-1692), работал в мастерской отца, и, возможно, он является создателем некоторых копий. Достоверно не известна ни одна его самостоятельная работа, но “Воспитание Богоматери”, собрание Фрика, Нью-Йорк, подписанное “де Ла Тур”, приписывается именно ему.fotoИгроки в кости. Около 1651 года. Предположительно последняя работа Жоржа де Ла Тура


источник http://lilac2012.livejournal.com/

Серия сообщений «**по авторам (л)«:
Часть 1 — Шарль Лейкерт (Charles Henri Joseph Leickert), 1816-1907, Бельгия
Часть 2 — Шарль Лейкерт (Charles Henri Joseph Leickert), 1816-1907, Бельгия —

Часть 32 — Норман Линдсей (Norman Lindsay), 1879-1969 +18
Часть 33 — Фердинанд Лееке (Ferdinand Leeke), 1859-1923
Часть 34 — Жорж Дюмени́ль де Лату́р (1593-1652)

Серия сообщений «**история одной картины«:
Часть 1 — История одной картины. «Портрет четы Арнольфини» Ян ван Эйк
Часть 2 — Хьюго Симберг: «Раненый ангел»

Часть 10 — Мадонна с Младенцем. Йос ван Клеве. XVI век
Часть 11 — Картина Яна Стена Танцующая пара, 1663.
Часть 12 — Жорж Дюмени́ль де Лату́р (1593-1652)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий