Поиск

Сенатор предлагает изобразить на купюре в 2 тысячи рублей гору Белуху


Н.К. Рерих. Белуха. 1926

Местное население издавна считает Белуху священной горой, на которой держится весь мир, сказал сенатор от республики Алтай Владимир Полетаев.

По словам Полетаева, академик Николай Рерих, организовавший Центрально-Азиатскую экспедицию  считал Белуху "символом чистоты духа».

Есть записи в книгах Николая Константиновича о Белухе: «Семнадцатого августа смотрели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород».
«Владычница Алтая, белоснежная гора Белуха, питающая все реки и поля, готова дать свои сокровища».
«За Белухой кажется милый сердцу хребет Кунь-луня, а за ним — «Гора божественной владычицы» и «Пять сокровищниц снегов» и сама «Владычица белых снегов» и все писаное и неписаное, сказанное и несказанное».
Известны три этюда Белухи, два из них из серии «Путевые листы» 1926 года: «Белуха . Алтай» и «Белуха ». Оба небольшого размера, написаны темперой; один выполнен на бумаге, другой на картоне. Сейчас находятся в США. Третий этюд «Белуха» (1926) написан с южной её стороны, у истоков Катуни.
Программист П.Куличенко (г. Электросталь) сделал расчёты на компьютере и вычислил точку, с которой написан этюд. Выяснилось, что она находится на высоте 400 м над уровнем моря и на большом удалении от Верхнего Уймона, в двух днях пути; на дорогу туда и обратно пришлось бы затратить не менее четырёх дней. Такого времени у Рериха не было, да и старожилы не упоминали о столь длительной его поездке. Куличенко предполагает, что с этой точки Рерих не мог видеть Белуху физически и что он видел её духовным зрением. Об этом утверждала и З.Г.Фосдик.
Вспомним рассказ самого Рериха о том, как в 1924 году в Сиккиме его посетили участники Третьей эверестской экспедиции под руководством генерала Ч.Г.Брюса и полковника Э.Ф.Нортона. Они «добивались узнать, не поднимались ли мы к Эвересту, — пишет Н.К.Рерих. — На картине “Сжигание тьмы” они узнали точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид, виденный только ими, попал на картину». Альпинисты узнали виды Эвереста на картинах, хотя сам художник там не бывал. Им, мало знающим профессора Рериха, это явление было непонятно; но те, кто изучает его жизнь и философию, понимают, что духовным зрением он мог видеть и такие малодоступные высоты.

yasko.livejournal.com

Добавить комментарий