Поиск

ПАЛАМИЗМ: РИМ И ВИЗАНТИЯ. Часть 2


«паламитские» высказывания авторитетных римо-католических святых:

Ришар Сен-Викторский: описывая мистическое познание, «уподобляет это познание созерцанию Христа на Фаворе» [Карсавин. Католичество. – § III. – С. 32]. Заметим, что впервые о «Фаворском Свете» сказал западный подвижник в XII веке: Ришар жил за 200 лет до Паламы.

Бонавентура: В своих трактатах развивает учение об «инфлюэнции» благодати.

Иоанн Креста: говорит о «приятие света, вливающегося в душу путём сверхъестественным» [Иоанн Креста. Восхождение на гору Кармель, 2: 15, 2]. «Чтобы получать сей свет Божий проще и изобильнее, нужно лишь, чтобы душа не старалась водвориться в иной ясности, вытекающей из других, более отчётливых светов или форм, или понятий, или, наконец, из каких либо видов рассуждений дискурсивных, потому что ничто из этого не подобно тому безмятежному и чистому свету» [Иоанн Креста. Восхождение на гору Кармель, 2: 15, 3].

Фаустина Ковальская: «Каков Бог в Своей сущности, никто не постигнет – ни ангельский разум, ни человеческий. …Познавай Бога через размышления над Его атрибутами» [Фаустина Ковальская. Дневник. С. 31]. «Этот Свет познания Бога влечет душу и разжигает любовь к Нему. Но тот же самый Свет дает душе понять и что такое она сама есть. …Она видит то, чего не хотела бы видеть, …и в такие моменты страшно не иметь опытного духовника» [Там же, с. 56, 57-58]. Удивительно, как перекликается опыт созерцания Фаустины с тем же опытом, описанным Диадохом Фотикийским и Симеоном Новым Богословом в византийской традиции: После озарения «становится абсолютно невозможно молиться так, как было до озарения этим Светом» [Там же, с. 56].

Савонарола об отождествлении понятий «энергии» (силы) и «Бога»: На Пс. 50: «Ты, Боже, являешься всем, что есть в Тебе. Ты – это Твоя доброта, Твоя Премудрость, Твоя сила, Твое могущество, Твоё счастье. И так как Ты милосерден, то Кто Ты, как не Само Милосердие?» [Савонарола. На Пс. 50: 1].

Здесь предикаты не просто мыслятся как нечто, созерцаемое в Боге, а именно как Сам Бог. Да и это логично! Ведь мы говорим, что Бог есть Свет, Истина, Любовь. Мы говорим это не в том смысле, что Он обладает этими категориями как предикатами. Нет, напротив – они в Нем берут свой исток, свое бытие. Он не может ими «обладать», т.к. это означало бы существование чего-то внешнего, вне Бога, что Бог «заимствует» извне (как мы заимствуем свет, примеры добра и понятия о добре, как об объективной реальности, существующей независимо от нас). Все эти «свойства» и «силы» существуют постольку, поскольку Он есть Свет и Благость и т.д. Поэтому когда Палама учил, что энергии – это не нечто в виде аффектов от Бога, но есть Сам Бог, он (Палама) тут был в духе традиции. Его ошибка была в том, что он не различал нетварных энергий в Самом Боге от тварных реализаций этих энергий (во временно-пространственном континууме в материи, воспринимаемой чувствами). Силы нетварные в Боге, разумеется, существуют, и эти силы – не нечто наподобие наших сил (нечто отличное от нас самих), а Он Сам и есть. Но чтобы не путать два смысла термина «энергии», следовало бы первый смысл отождествить с «силами», а второй (как совершающиеся действия)обозначать латинским словом «Акт».

Еще одна интересная деталь…
Где-то лет с 10-ть назад один мой знакомый побывал на Афоне. Он – мирянин, работает библиотекарем (в крупном областном центре возглавляет библиотечный фонд). Попав на Афон, он заинтересовался именно библиотечными фондами Святой Горы. И вот полтора года назад мы с ним пили чай, и он мне, как-то между делом (при разговоре о католиках) возьми да скажи: «А ты знаешь, что вот древние афонские монахи видимо, были не такими мракобесными, как современные русские. Они читали и переводили латинские трактаты XII-XIII веков». Я было загорелся, начал расспрашивать про авторов, название: «Сажи, а имена авторов ты запомнил? Тематику?» Он сказал следующее: «Прошло уже почти 10 лет. Имен я уже не помню. Тематику мне трудно определить – я не богослов. Точно могу тебе сказать две вещи: Это были трактаты XII-XIII веков (как в латинском оригинале, так и в греч. переводах). И это я видел в библиотеках двух монастырей – Ватопеда и Ксиропотама». Так что чисто теоретически Палама на Афоне мог читать не только Прокла и греческих отцов.

И тут я вспомнил еще одну деталь: До середины XIII в. на Афоне существовал …доминиканский латинский монастырь! Доминиканцы – проповедники, писатели, богословы. Куда-то же греки их библиотеку девали, после того, как со Св. Горы прогнали?

.

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий