Поиск

Марина Алексинская. И один в поле — воин. К ликвидации Международного Центра Рерихов. Часть 2.


Часть 1 здесь: http://yasko.livejournal.com/2344896.html

«ЦБ России отозвал лицензию на осуществление банковских операций у московского Мастер-банка» — новость накрыла МЦР как Помпеи извержение Везувия. Один из крупнейших банков РФ в один миг сгинул в «дыру» от 2 до 17,2 млрд. рублей (таков разброс в интернете), да еще с клеймом «легализации доходов, полученных преступным путем и финансировании терроризма». Для Международного Центра Рерихов наступили черные дни. И если бы не авторитет в музейном международном сообществе Людмилы Васильевны Шапошниковой, ни поддержка Международного Центра Рерихов попечителем, политическим «тяжеловесом» Евгением Максимовичем Примаковым, потоки огня и магмы спалили бы Центр.

Именно тогда, на хрупкой грани – быть или не быть МЦР — с завидной регулярностью я начала получать письма, брошюры с приблизительно одинаковым содержанием. Центр рисовали в красках секты Гробового, г-жу Шапошникову обвиняли в распродаже картин Рериха из-под полы, г-на Булочника в отмывании «грязных» денег… Корреспонденция отправлялась в мусорное ведро, потому хотя бы, что найти мне девять отличий между банкиром Булочником и банкиром Авеном, между Мастер-банком и Альфа-банком всё равно, что решить теорему Ферма.
***
Нет ничего крепче, чем «дружбы против кого». Дружба против Международного Центра Рериха солидаризировала двух конкурентов: Музей-институт семьи Рериха (Санкт-Петербург) и Музей искусства народов Востока (Москва). Это с одной стороны. С другой, Министерство культуры, закусив удила — Поручение президента РФ Владимира Путина№ ПР-857, с горизонтов-то «окультуривания» усадьбу Лопухиных не выпускало. (N.B.: Картина Рериха «Труды Богоматери» ушла с торгов аукционного дома Bonhams (Лондон, 2013) за 7,88 миллиона фунтов стерлингов, превысив предыдущий рекорд на картины русских художников более чем на три миллиона фунтов.)

Позволю себе лирическое отступление. Май 2012-го поверг общественность в шок. Марат Гельман – этот Кощей Бессмертный в российской культуре, кто «освоил» с губернаторами не один федеральный бюджет, а с истеблишментом Москвы «на одной ноге», кто отравил воздух миазмами собаки-Кулика, вдруг сам как пес безродный оказался изгнанным из всех Общественных палат, из политтехнологов, и даже – из галеристов. Патриот, ушам не веря, перекрестился, либерал поднял вой: «Конец Винзавода!», «Перемены ждут не только Винзавод!» (Центр современного искусства Винзавод был широко известен как галерея Гельмана). Перемены не заставили себя долго ждать. В правительстве Дмитрия Медведева портфель министра культуры получил Владимир Мединский, а приблизительно через год Владимир Аристархов стал первым заместителем министра культуры. Так в старые мехи влили новое вино. «Люди из идеологического клана» усилили позиции в правительстве РФ. Швыдковщина, заметим, прошлась к тому времени по хребту русской культуры таким катком,что в каждом волке теперь, пусть только молвит он «аз буки веди» или произнесет здравицу товарищу Сталину, русский человек или человек русской культуры – кому как больше нравится — готов видеть овечью шкуру. Конец лирическому отступлению.

Тридцать лет Государственный музей Востока при поддержке Министерства культуры «бодался» с Международным Центром Рерихов за усадьбу Лопухиных, за наследие Рерихов. Три месяца и… г-н Аристархов разрубил гордиев узел. Аннулированы все ранее отданные распоряжения, перекроено поручение президента РФ Владимира Путина № ПР-857 от 04.05.2008. Усадьба Лопухиных из собственности города Москвы переведена в федеральную собственность. Росимущество распространило пресс-релиз (ноябрь 2015):

«На основании обращения министерства культуры РФ и ФГБУ «Государственный музей искусств народов Востока» правительство Москвы приняло решение о передаче памятника истории и культуры «Усадьба Лопухиных» в собственность Российской Федерации. Своим распоряжением Территориальное управление Росимущества в г. Москве оформило переход имущественного комплекса усадьбы в федеральную собственность и закрепление его на праве оперативного управления за ФГБУ «Государственный музей народного Востока». <…>Дальнейшие действия по сохранению памятника истории и культуры «Усадьба Лопухиных» будут осуществлять Министерство культуры РФ и подведомственное ему ФГБУ «Государственный музей искусства народов Востока».

Министр культуры Владимир Мединский заверяет: Музей Востока получит доход (доход – ключевое слово в государственной культурной политике РФ). Директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак не скрывает радости: наконец-то соседом станет Государственный музей Востока, у нас будет общий квартал, и всё будет чудесно… Тем временем, за фасадом Министерства культуры принялись выкарабкиваться«тени» прошлого. Кто-то вспоминает, что галерея «Роза Азора», со-основатель которой — Марина Лошак, размещалась на площади Государственного музея искусств народов Востока. Кто-то выломанные двери рассматривает как пиар выставке Серова от Boston Consulting Group, действующей, в чьих интересах непонятно, в Государственной Третьяковской галерее. Кто-то выстраивает конструкции а ля Татлин из матримониальных кланов: за Владимиром Мединским – общероссийское общественно-государственная организация «Российское военно-историческое общество», РОСИЗО, за Михаилом Швыдким без всяких матримониальных кланов МИД, ГАБТ, ГМИИ имени Пушкина, Эрмитаж с музеем Гуггенхайма… а в Министерстве культуры как будто бы не один Аристархов, а целых три — еще брат и сын. Что ж, рука руку моет — не нами придумано, не нам и отменять.

На столь блистательном блицкриге мне передали копию письма, о котором я упомянула выше, но содержание которого оставила интригой.
***
Так вот. Виктор Петрович Литвинов, житель города Казани (ул. Гаврилова, д. 54, кв. 9), обращается в Государственную Думу в департамент по делам общественных объединений и религиозных организаций. Читаем фрагменты:

«Также информирую Вас, что я неоднократно общался с представителями «МЦР» и подконтрольных ему «рериховских» обществ и заявляю, что они настолько же опасны для государства по степени своего фанатизма, агрессивности и слепого подчинения своему «гуру», как и те боевики, что устроили недавно кровавый беспредел и переворот в Киеве.
Если завтра Шапошникова Л.В., по какой-либо причине, например из-за желания сохранить контроль над Наследием, даст команду своим последователям-сектантам взяться за «коктейли Молотова» или оружие, то они вполне могут выполнить этот приказ. И это обернется непредсказуемыми последствиями для нашего государства и общества».

Только подумаешь, что хуже не бывает, сразу приходится в этом усомниться. Передо мной копия другого письма. Владимир Аристархов, первый заместитель министра культуры, и если верить светским беседам, то «серый кардинал» Министерства культуры. Аристархов обращается к начальнику Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций. Читаем фрагменты:

«МЦР – это структура, вновь созданная в 1991 году по инициативе организаций из США, Эстонии и Болгарии (письмо Минюста России от 20.06.2014 №06/53960-ГМдсп). Минкультуры неизвестно, чьи интересы стоят за МЦР.
Надо реально осознавать, что удовлетворение притязаний МЦР способствовало бы передаче картин Рериха из Государственного музея Востока неизвестным лицам, которые смогут по своему усмотрению распоряжаться частью культурного наследия народов нашей страны».
Обращается к заместителю министра МВД:

«Обращаю Ваше внимание, что 20.06.2014 Мосгорсуд пришел к выводу, что у МЦР отсутствует право на наследство, открывшееся после смерти С.Н. Рериха, поскольку МЦР не является наследником, указанным в завещании Советского Фонда Рерихов (СФР), и не является правопреемником СФР».

Дата письма Виктора Петровича Литвинова — 30.04. 2014. Дата писем Владимира Владимировича Аристархова — 18.07.2014 и 20.10.2014 соответственно. Приложение ко второму — письмо В.П. Литвинова, с кричащей красной строкой про МЦР как ОПГ по подготовке боевиков с коктейлями Молотова и про угрозу российского майдана.

Терзают смутные сомненья: строчи В.П. Литвинов сегодня, то, как пить дать, Шапошникову Л.В. законнектил бы уже не с Киевом, но с ИГИЛом! Мда…. с таким вспомнишь 37-й! И вспомнишь Сергея Довлатова. «Вдали Всея Руси» известный писатель-диссидент так размышлял: «Мы без конца ругаем товарища Сталина… И всё же я хочу спросить: кто написал четыре миллиона доносов?» Но я вспоминаю почему-то «байки из склепа». Как будто бы формат подобных писем, — разносила молва — равно как и схемы, негласные, разумеется, откатов при проведении реставрационных и проектных работ есть ничто иное, как ноу-хау Министерства культуры, и известны еще со времен некой госпожи Колупаевой, доверенного лица г-на Швыдкого и просто дамы не последней в музейно-галерейных кругах; как будто бы с таким родом эпистолярного творчества Министерство культуры «формировало выгодное для себя общественное мнение»…  

Восхищает, не без этого, и бдительность Владимира Аристархова. Согласитесь, страшно представить себе вал писем в Министерство культуры! Девятый вал! Здесь и слезы бессилья перед попсой и пошлостью на телеэкранах. И крики души от «продукций» в ведущих театрах Москвы и Петербурга с извращением шедевров Достоевского, Толстого и Пушкина. И гнев от новой кадровой политики: замены в музеях искусствоведов «из бывших» на «эффективных менеджеров». И протесты против бесчинств: в Константиново, в дни государственных торжеств по случаю 120-летия Есенина избили блокадника, заслуженного архитектора Российской Федерации…. Г-н Аристархов с ловкостью фокусника извлек из волшебного цилиндра письмо про «коктейли Молотова» и угрозе «майдана».

Читаешь. Перечитываешь… И в дымке Андромеды уже растворяются абрисы и усадьбы Лопухиных, и Музея искусства народов Востока, и совсем неважно становится кто прав, а кто виноват в решении судьбы наследия Рерихов…. Тот прав, у кого больше прав. Но еще любопытно:  

1.     Что общего между «винером» и «лузером»? Между г-ном Аристарховым, экс-депутатом Московской областной думы, фигурантом списка Forbes: доход семьи 62, 61 млн.рубл., 66 место в рейтинге «Власть и деньги: доходы чиновников» (2010 год), членом партии «Единая Россия», председателем Совета директоров Ассоциации развития отечественного производства "Триколор" и… как принято говорить в определенных кругах, нищебродом В.П. Литвиновым из Казани?

2.     Выдворит ли г-н Аристархов с территории Парка культуры и отдыха «Гараж» Дарьи Жуковой куда-нибудь поближе к Ла Маншу? Дарья Жукова – неофициальная жена г-на Абрамовича, а заподозрить г-на Абрамовича, инвестора галереи, в славянофильстве, в поддержке русской культуры, все равно, что публично признать: «Гараж» под вывеской знакомств с достижениями современного искусства интегрирует своих адептов в прозападное культурное сообщество!!! Эти адепты известны еще как хипстеры, как «молодежный кластер», что искусственно создан для дестабилизации национальных государств. «Продвинутые», «креативные», свихнувшиеся на идее-фикс свалить из Рашки. Это они, завсегдатаи также клуба «Солянка», Мульти Меди Арт Музея, «Стрелки», сети модных музеев современного искусства заполонили собой три четверти Болотной площади в час пресловутого «майдана» в Москве, тогда как «боевики-сектанты с МЦР» до сих пор постигают «Учение живой этики» или другую книгу Рериха «Шамбала» на одной из вершин Гималаев. Да, и Газпром-банк для «Эха Москвы», это – коктейль Молотова или всё же коктейль «Спираль любви»?

3.     Почему, поменяв г-на Швыдкого, либерала-бонвивана, на г-на Мединского, патриота-стоика, русская культура в захватывающих дух темпах строительства ДнепроГЭСа продолжает превращаться в отрасль экономики тотально-коррумпированной феодально-олигархической РФ?
***
Штормит медиа-пространство.
Информация «АПН Северо-Запад»:
«Генеральная прокуратура РФ вынесла второе за нынешний год представление в адрес министра культуры Владимира Мединского. Установлено, что, пропихивая в кинотеатры провальные фильмы близких ему режиссеров, Мединский лишил государственный бюджет миллиарда с лишним рублей».

Информация ТАСС:
«Лефортовский суд Москвы по ходатайству ФСБ заключил под стражу директора департамента управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры России Бориса Мазо, подозреваемого по делу о многомиллионном хищении госсредств».
Открытое письмо глав обществ Рериха в Европе:
«Нельзя допустить, чтобы нарушались все международные и этические нормы, чтобы одним распоряжением труд многих простых граждан, народные пожертвования и негосударственные вложения, затраченные на реставрацию усадьбы Лопухиных, были незаконно присвоены чиновниками. Такие действия по отношению к общественному Музею вызовут волну возмущения во многих странах».
Информация агентства Interfax:
«Общественный совет министерства культуры РФ создал инициативную группу, которая готовит письмо в поддержку министра Владимира Мединского».
Информация газеты ReinischePost:
«Разгром общественного Центра и его Музея имени Н.К.Рериха станет для российских властей несмываемым позором».

Этот безумный-безумный мир! Теряешь ориентацию, волю выбора. Что лучше в контексте современных трендов: «ужас»? или «ужас-ужас-ужас»?  Последний стоит-то дороже…
Взбодрила информация агентства «Росбалт»:
«Заместитель министра культуры не позднее ноября 2012 года организовал и возглавил преступную группу, в которую вовлек генерального директора строительной фирмы АО «БалтСтрой» Дмитрия Сергеева и управляющего данной фирмы Александра Коченова, а также других лиц. В результате было похищено не менее 50 млн. рублей, выделенных на реставрацию объектов культурного наследия».

50 млн. рублей? Ха-ха-ха! Не смешите мои тапочки, как говорят в Одессе! На реконструкцию и реставрацию восточного крыла здания бывшего Главного штаба (музей Эрмитаж) выделено едва ли не 6,2 млрд. рублей! забудем про 13 млрд., выделенных на клип про «розовые тапочки». И вот уже, в предвкушении торжества справедливости,одни гадают: с кем это Владимир Мединский не поделился? Другие – под кого зачищают доходное место?

Сообщение ТАСС:

Юрий Темирканов стал президентом Международного Центра Рерихов сроком на пять лет — если не чудо, не столп фаворского света, вдруг пролившийся на грешную землю, то что?

Невозможно поверить! В голове не укладывается. Не монтируется в мейнстрим«рукопожатных».  И «нерукопожатных» тоже. Ломает интонационный строй афоризмов: русский фашизм страшнее немецкого (М. Швыдкой), у русского народа имеется одна лишняя хромосома (В. Мединский)…

Он, Юрий Хатуевич Темирканов, маэстро немеркнущей славы, художественный руководитель Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича  в час выдворения  Международного Центра Рерихов из усадьбы Лопухиных,  завершения бизнес-схемы «слияния и поглощения», поставил свое имя, весь свой могучий авторитет поперек  машины Министерства культуры? Не будет преувеличением сказать: маэстро Темирканов совершил подвиг. И один в поле — воин.

yasko.livejournal.com

Добавить комментарий