Поиск

Экзегетика Мф. 18:19-20 и Мк. 9: 38-41 (о Церкви)


«При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». – Эти слова (как и выдернутые из контекста слова в Мф. 18:19-20) часто цитируются протестантами в экклесилогических спорах. Но что отличает эти слова Христа от слов, сказанных апостолам? – 1. Здесь исцеления совершает человек одной лишь верою в Имя Иисуса, но не получив от Него никакой власти (в отличие от апостолов). 2. Здесь нет и речи о Церкви. 3. А потому нет никаких намеков на то, что Иисус «присутствует» в кругу этих «нецерковных» верующих. Из этих слов можно сделать единственный верный вывод: Хотя Церковь есть, прежде всего, основанная Христом организация (Тело, т.е. структура), к которой обращены Его обетования и Его дары, всё же объективная сила веры во Христа и объективная же святость имени Христа простирается за пределы Церкви. Носители этого «индивидуального христианства» не являются частью Церкви, в их «общинах» нет преемственного Присутствия Христа, а потому нет и Евхаристии. Эти «верующие» существуют как слепые котята и действуют на свой страх и риск, но и к ним простерта любовь Иисуса и сила с верой призываемого Имени Его совершает чудеса в их жизни. Но, повторимся, они не есть Церковь. Эти слова Христа как раз актуальны при диалоге с протестантами, у которых нить апостольского преемства прервана.

Матф.18:19-20: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:19-20). Очень часто «толкователи» выдергивают эти слова (особенное последние) из контекста всей речи Христа. «Выдергивание» происходит чаще всего при разговоре о Церкви. Протестанты объявили, что Присутствие Христа осуществляется не через Священство. Мол, для присутствия Христа «посреди нас» достаточно собрания двух или трех крещенных христиан. Допустимо ли такое понимание слов Христа? – Контекст всей речи Христа показывает, что нет. Итак, Мф. 18:19-20 – это только два предложения из длинной речи Христа, обращенной к узкому кругу Его учеников. Начало речи – Мф. 18:1, и уже в стихах 17-18 говорит о Церкви и о власти, данной апостолам, «вязать и решить» узы человеческих грехов. Стихи 19-20 являются продолжением предыдущего: Сказав об обличении брата пред Церковью (ст. 17), Иисус говорит о власти апостолов (которая передается и их преемникам – епископам и пресвитерам) прощать грехи людей или же наоборот – связывать их во грехах (ст. 18). Продолжением власти «вязать и решить» является власть ходатайствовать пред Отцом за людей и просить Его «во Имя Христа». То, что эта власть дана опять же апостолам, а не всем верующим, видно на основании, во-первых, контекста (т.е. Иисус продолжает без приступки и без перерыва на вопрос), а во-вторых, из прямых слов Христа: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле», т.е. опять речь идет об апостолах – непосредственных собеседников и слушателей Христа в данном случае. Последний стих (20) завершает длинную речь Христа, обращенную к апостолам. Разумеется, эта концовка может относиться в целом к Церкви, т.е. ко всем крещенным христианам, в общине которых присутствует Христос. Но понимать эти слова нужно именно церковно: т.е. Христос присутствует в той общине, в которой прибывают полномочные носители власти апостольского Священства – власти «вязать и решить» внутренние проблемы в христианском сообществе. Конечно, Священство не оторвано от Церкви и не взято «само по себе», но и Церкви (как общины, в которой дано Присутствие Христа) нет без Священства. Вот почему ст. 20 стоит в конце этой длинной речи: Иисус сначала указал некоторые аспекты жизни Церкви и власть в ней Священства, а уже потом заявил, что в этой общине (возглавляемой носителями этой власти) присутствует Он Сам

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий