Поиск

Эки Iумар Молл


Ak2RSuFOoMYИсламская цивилиза­ция богата произведени­ями и исследованиями великих ученых, фило­софов и теологов, каж­дый из которых в свою очередь внес весомый вклад в исламскую науку и культуру. Наши обычаи и права возникали и со­вершенствовались ты­сячелетиями.
Поэтому они оказались настоль­ко близкими исламу. Мы должны их свято беречь и не позволять опошлять никому и ни при каких условиях. Отношение к женщине, как к свя­той, почитание старших, уважение в семье, осо­бое отношение к гостю, коллективная взаимопо­мощь и общественные работы, единство в горе и в праздники, умение быть милосердными и уступчивыми — все эти качества объединя­ют нас и берегут нашу честь.

В этой статье речь пойдет об известном в нашей республике и за ее пределами богослове Даскиеве Умаре-мулле Экиевиче. Несмотря на то, что жизнь была не­простой, и хлеб насущ­ный доставался в поте лица, было в этой жиз­ни неповторимое живое начало — стремление и возможность познать ценности истинной ре­лигии. Он выбрал путь проповедника исламских ценностей, стал мул­лой, которого искренне уважали при жизни и ставили в пример после смерти — до наших дней. Прошло 25 лет с тех пор, как ушел из жизни рели­гиозный деятель Умар-мулла. По прошествии времени особенно хо­рошо осознаешь то, что он сделал и что оставил после себя. В данной статье мы попытаем­ся осветить некоторые страницы его жизненно­го пути.

Он родился в Джей­рахском районе в 1910 году в небольшой семье из трех братьев и од­ной сестры. Умар-мул­ла в семье был самым младшим. Его отец Эки был очень порядочным и уважаемым человеком в селе. Мать Дзаурова Занка была гостеприим­ной и доброй женщиной.
Когда Умару было два года, он остался без материнского тепла. Че­рез некоторое время его дядя Ибрагим взял его к себе на воспитание. Любовь к религиозным знаниям проявились в нем еще в детстве. Ибрагим отдал Умара на учебу в медресе в двенадцатилетнем воз­расте в с.Ангушт. Там он получил начальные религиозные знания у Чада-муллы Зариева и продолжил учебу у Бара­хоева Усмана-муллы. В 1933 году они переехали жить в село Ангушт. До высылки 1944 года они жили там, а после воз­вращения обосновались во вновь образованном селе Новый Редант.
Умар-мулла был спо­собным муталимом, он с огромным интересом относился к своей ре­лигиозной учебе, легко запоминал и осваивал знания.
В 1937 году, когда ему исполнилось 27 лет, он женился на Касиевой Баби Исаковне, из села Галашки. Прожили они 51 год. У них было се­меро детей — три сына и четыре дочки: Магомед, Ахмед, Абдулхамид, Пя­тимат, Зайнаб, Маржан и Захрат. Старшие Маго­мед и Пятимат умерли в Казахстане в 1946 году.

По рассказам сына Абдулхамида:
— Умар-мулла был трудолюбивым челове­ком, любил работать, занимался хозяйством. В семье он постоянно говорил: «Любите друг друга и уважайте своих одноверцев, не говорите даже праведное слово, если из-за этого поссо­рятся люди». Он также говорил: «Самая лучшая еда та, которую ты до­был своим трудом». У нас был свой скот, мы все трудились в огороде. По­мимо религиозного об­разования, он был также светски образованным и рассматривал любой во­прос как философ. Мы иногда сутками не виде­ли его, так как он всегда, несмотря ни на что, был готов помочь людям. Он активно участвовал в примирении кровников, делал все, что разреша­лось в лучшую сторону. Из-за уважения к Ума­ру-мулле кровники шли на примирение. Ни один день не проходил без по­сетителей. К нему прихо­дили люди со всей Ингу­шетии и за ее пределов по разным религиозным и бытовым вопросам. К Умару-мулле приезжали богословы из Чечни: Ха­лим-мулла, Вах-мулла, Саид-Ахмед-мулла, Из­наур-мулла и многие другие. Он говорил, что среди нашего народа на религиозные вопросы могут дать ответы Му­цольгов Усман-мулла, Оздоев Махьмад-мул­ла и Тумгоев Абуязит-мулла. С ним учились известные богословы Евлоев Хусейн-мулла, Оздоев Махьмад-мулла, Муцольгов Усман-мулла, Марзиев Зайнабид-мул­ла, Шаулиев Асхаб-мул­ла, Ахриев Ибрагим-мул­ла, Мусиев Асхаб-мулла, Тумгоев Абуязит-мулла, Эльджаркиев Абдула­зит-мулла и многие дру­гие. Все свое свободное время он посвящал ре­лигиозным наукам. У нас дома хранятся религиоз­ные стихи на арабском языке, написанные его рукой. Помимо этого, он написал много жейнаш (книг) на разные религи­озные темы.

Умар-мулла любил поддерживать людей до­брым словом и делом, наставлять их на пра­ведный путь. Однажды при входе на кладбище он остановился и сказал: «Не понесет с собой ни­чего лучшего усопший в могилу, чем доброе сло­во, сказанное о нем».
На любых похоро­нах, где он появлялся, люди на время забыва­ли о трауре из-за любви к нему. Он очень любил меджлисы, где делали зикар (поминания Алла­ха). Когда он делал бы­стрый зикар, люди с бла­гоговением слушали его.
Он ел мало и прово­дил каждую ночь в бде­нии, читал Коран, делал сунат-намазы.

В те годы жизнь была тяжелой, особенно для религиозных последо­вателей. Представители власти преследовали и арестовывали обра­зованных и достойных людей ингушского наро­да. В доме Умара не раз проводили обыски.

Еще до высылки в I944 году были слухи, что арестуют всех уче­ных алимов и отправят в Сибирь. Он и многие другие алимы ушли в горы, чтобы скрыться от советской власти. Вы­слали весь народ, не щадя детей, женщин и стариков. Через полгода после высылки он нашел свою семью.
Во время ссылки, когда многие выражали надежду на скорое воз­вращение, Умар-мулла говорил, что надо засе­ять участки и вырастить урожай. Они жили в Ку­станайской области, по­том переехали жить в г. Алма-Ату. На новом ме­сте Умар-мулла вел ак­тивную духовную жизнь, как богослов. В то тяже­лое время он помогал людям чем мог, поддер­живал их добрым сло­вом. Он говорил: «Нам всем необходимо быть вместе и трудиться». Его соседями были Има­гожевы из села Насыр-Корт, Измайловы из с. Экажево и Бексолт Вед­зижев из села Плиево. Бексолт переехал жить в село, где проживал Умар-мулла, он обучал­ся у него и стал ученым алимом, известным в ре­спублике.

Он рассказывал о том, как они собира­лись у Умара-муллы, где вместе с Абуязитом Льяновым и другими мю­ридами совершали пят­ничную молитву, зикар. И поведал одну очень интересную историю. В I8 километрах от места, где жил Бексолт, находи­лась заправочная база, куда для получения ма­зута и солярки ежеднев­но съезжались рабочие из соседних совхозов на конных упряжках.

Однажды, когда Бек­солт оказался на базе, он встретил там челове­ка преклонного возраста с короткой бородой. Это был родственник Умара-муллы Эскхе Халухоев. Когда Бексолт заметил в нем кавказца, он по­дошел, поздоровался и спросил у него, не под­скажет ли он, как делать намаз по усопшим, так как в их селе из-за от­сутствия муллы людей хоронят, читая суры «их­лас», «фалакъ». Старец сказал ему, что не может дать ответа на этот во­прос. Но если скажешь все интересующие во­просы, то постараюсь довести их до Умара-муллы. Через полгода в село Бексолта приехал Умар–мулла. Вечером в дом Бексолта постучал­ся человек. Когда хозяин открыл дверь, он попро­сил у него разрешения на ночлег. Тот с радо­стью встретил гостя, ска­зав, что их дом открыт для тех, кто нуждается в крове. А в то время не спрашивали, кто он и откуда, если он гово­рил на вайнахском язы­ке, так как это считалось неэтичным. Бексолт не видел ни разу Умара-муллу, а лишь слышал о нем. Он предложил гостю сделать вечерний намаз и возглавить со­вершение молитвы. Со­гласившись, гость произ­нес азан. Он вспоминал, как после произнесения незнакомцем слов «Ал­лаху акбар» его охвати­ло чувство душевной ра­дости от того, что в его доме появился человек, обладающий знаниями об исламе. После окон­чания молитвы Бексолт попросил его ответить на вопрос о молитве, со­вершаемой на похоро­нах, сообщив, что Халу­хаев Эскхе, обещавший получить ответ от Ума­ра-муллы, еще не по­явился. Гость посмотрел на хозяина и сказал: «Я и есть Умар-мулла». Бек­солт вскочил от радости и обнял его. Появление в доме столь уважаемо­го человека было самым счастливым событием в их жизни в период ссыл­ки.
То, что Умар-мулла незаурядный человек, подтверждало и то, что в день его появления в доме Бексолта Всевыш­ний одарил их достат­ком в пище. Благодаря чему у него появилась возможность прочитать священный мовлид, о ко­тором он мечтал долгий период ссылки: собрать мюридов для соверше­ния зикара втайне от ор­ганов НКВД.

Народ его очень лю­бил и уважал, даже дру­гие известные муллы того времени прислуши­вались к его мнению.
Он призывал людей к терпению и непоколе­бимости в вере и чисто­те ислама. Умар-мулла Экиевич покинул этот мир в 1988 году 16 июля, оставив после себя яр­кий свет в духовной жиз­ни ингушского народа.

В честь Умара-муллы Даскиева названа одна из улиц села Новый Ре­дант. По указу Главы ре­спублики Юнус-Бека Ев­курова эта улица была благоустроена.
М. БАРАХОЕВ
Общенациональная газета Республики Ингушетия «Сердало» № 12 (11146), 30января 2014 г.

ghalgha.livejournal.com

Добавить комментарий