Поиск

Живопись. Исаак Левитан (1860—1900)


Автор — Svetlana—. Это цитата этого сообщения

Живопись. Исаак Левитан (1860—1900)

 

Автопортрет. 1890-е (468x700, 55Kb)

Иса́ак Ильи́ч Левита́н (18 (30) августа 1860— 22 июля (4 августа) 1900) — русский художник, мастер «пейзажа настроения».

 

Родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибартай Сувалкской губернии в Литве, в образованной обедневшей еврейской семье.  

Илья Левитан, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-х переехал с семьёй в Москву.

В 1873 году Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.  Его учителями были художники Перов, Саврасов и Поленов.

«Левитану давалось все легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» — вспоминал его товарищ, известный живописец Михаил Нестеров.

Автопортрет. 1880-е (513x700, 49Kb)

Деревня на берегу реки. 1883 (700x586, 72Kb)

Мостик. Саввинская слобода. 1884 (700x616, 118Kb)

Осиновая рощица. Серый день. 1884 (513x700, 97Kb)

Весной 1885, в 24 года, Левитан окончил училище. Денег не было. В апреле 1885 года Левитан поселился неподалеку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжалось всю жизнь.
 
В середине 1880-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 году в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организует выставку пятидесяти пейзажей.
 

Березовая роща. 1885-1889 (700x406, 96Kb)

Заросший пруд. 1887 (700x491, 80Kb)

Крымский пейзаж. 1887 (700x538, 60Kb)

У берега моря. Крым. 1886 (700x449, 53Kb)

В 1887 художник, наконец, осуществил свою мечту: он отправился на Волгу, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов (он почти уж собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог из-за болезни сестры). Первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы…»

На следующий год он снова решил ехать на Волгу. Весной 1888 Левитан вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890).
 
Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов.
 

На Волге. 1887-1888 (700x436, 34Kb)

Церковь в Плёсе. 1888 (700x469, 59Kb)

Уголок в Плёсе. 1888 (700x522, 92Kb)

Речка. 1888 (700x480, 75Kb)

После дождя. Плёс. 1889 (700x466, 35Kb)

Волга. 1889 (700x434, 39Kb)

Вечер. Золотой Плёс. 1889 (700x408, 26Kb)

Тихая обитель. 1890 (700x550, 65Kb)

Вечерний звон. 1892 (700x548, 53Kb)

Пасмурный день. 1890 (700x418, 57Kb)

Туман над водой. 1890-е (700x451, 40Kb)

В конце 1889 — в начале 1890 года Левитан впервые совершил поездку в Западную Европу, посетил Францию и Италию. Он хотел ближе познакомиться с современной живописью, широко представленной на проходившей в Париже Всемирной выставке. Вероятно, особенно интересовали его ретроспективная экспозиция давно любимых им художников барбизонской школы и произведения импрессионистов.

Берег Средиземного моря. 1890 (700x489, 36Kb)

Близ Бордигеры. На севере Италии. 1890 (700x522, 68Kb)

Весна в Италии. 1890 (700x420, 56Kb)

В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Московский меценат Сергей Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил художнику очень удобную мастерскую в Трёхсвятительском переулке. В 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселению в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться.

В 1892 году в истории дружбы Левитана и Чехова произошёл эпизод, ненадолго омрачивший их отношения и связанный с тем что, в сюжете рассказа «Попрыгунья» писатель использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и её мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.
 

Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой. 1888 (448x700, 47Kb)

Одуванчики. 1889 (529x700, 62Kb)

Октябрь (Осень). 1891 (700x489, 63Kb)

Осенний пейзаж с церковью. 1890-е (488x700, 63Kb)

У омута. 1892 (700x488, 57Kb)

Владимирка. 1892 (700x455, 38Kb)

Лето 1893 он провёл в усадьбе Панафидиных в деревне Курово-Покровское Тверской губернии. Там он познакомился с В. Н. Ушаковым — владельцем усадьбы Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии.

На озере (Тверская губерния). 1893 (700x469, 35Kb)

Летом 1894 Левитан вместе с Софьей Кувшинниковой вновь приехал в эти места и поселился у Ушаковых в имении Островно, на берегу одноимённого озера. Там, на озере Удомля и Островенском озере, сформировался сюжет картины «Над вечным покоем».
 
Существует мнение, что картина «Над вечным покоем» является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.
 
«В  этой  картине  я весь, со всей своей психикой,  со  всем  моим   содержанием…» –– писал Исаак Ильич  Третьякову, купившему  у  него  «Над вечным покоем».

Над вечным покоем. 1894 (700x501, 38Kb)

 
В соседнее имение Горка (в полутора километрах от Островно) приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с двумя дочерьми, — семья зам. градоначальника Санкт-Петербурга И. Н. Турчанинова, владевшего усадьбой Горка.
 
Исаак Ильич переселился в имение Турчаниновых. У впадения в озеро ручья, который разделял земли усадьбы Турчаниновых, специально для Левитана был построен двухэтажный дом под мастерскую, так как в усадьбе не было больших комнат для работы 

Сирень. 1893 (532x700, 77Kb)

Белая сирень. 1895 (545x700, 62Kb)

Васильки. 1894 (527x700, 73Kb)

Июньский день (Лето). 1890-е (700x504, 66Kb)

Вечерние тени. 1891-1894 (700x399, 42Kb)

В лесу осенью. 1894 (521x700, 73Kb)

В 1895 году художник совершил поездку в Австрию и во Францию. В середине марта 1895 Левитан снова приехал в Горку. Именно тогда за несколько сеансов он написал с дома Турчаниновых знаменитую картину «Март».

Но «сильнейшая меланхолия доводила его до самого ужасного состояния». 21 июня 1895 года Левитан сымитировал попытку самоубийства — стрелялся. По просьбе самого Левитана и последующей просьбе Анны Турчаниновой в Горки приехал и навестил друга Чехов. Антон Павлович убедился, что опасности для жизни нет, погостил 5 дней и вернулся в Москву потрясенный происшедшим. После посещения усадьбы Горка, Чехов написал рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка», вызвавшие обиду у Левитана.
 
В августе Левитан написал «Ненюфары», а осенью на р. Съеже в полукилометре от усадьбы — «Золотую осень».
 
Также в 1895 году Левитан переписал картину «Свежий ветер. Волга».
 
Картины Левитана «Март», «Золотая осень», «Ненюфары» и другие купил П. М. Третьяков.
 
 

Март. 1895 (700x574, 104Kb)

Тропинка в лиственном лесу. Папоротники. Около 1895 (700x512, 84Kb)

В парке. 1895 (700x566, 96Kb)

Золотая осень. 1895 (700x450, 57Kb)

Цветущие яблони. 1896 (700x525, 92Kb)

Дворик (700x611, 96Kb)

В 1896 году Левитан на несколько недель ездил в Финляндию, где написал картины: «Крепость. Финляндия» (крепость Олавинлинна в Савонлинне), «Скалы, Финляндия», «Море. Финляндия», «Пунка-Харью. Финляндия» (в частном собрании). В 1897 художник закончил картину «Остатки былого. Сумерки. Финляндия».

Крепость. Финляндия. 1896 (700x474, 63Kb)

Остатки былого. Сумерки. Финляндия. 1897 (700x451, 53Kb)

В 1896 после вторично перенесенного тифа усилились симптомы аневризмы сердца. Болезнь стала тяжёлой и неизлечимой.

В начале марта 1897 в одном из писем Чехова появились строки: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…». Левитан же в начале марта был в Москве, встречался с П. М. Третьяковым.
 
В мае 1897 года Левитан в Италии — в городке Курмайор, вблизи Монблана.

В Альпах весной. 1897 (700x382, 50Kb)

 
В 1898 Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Один из учеников вспоминал: «Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был разносторонне образованным человеком… Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник; под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по-новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые». Служил преподавателем в Училище изящных искусств А. О. Гунста.
 

Весна. Большая вода. 1897 (594x700, 79Kb)

Лунная ночь. Деревня. 1897 (700x465, 42Kb)

Солнечный день. У избы. 1898 (700x459, 73Kb)

Луг на опушке леса. 1898 (487x700, 52Kb)

 

Зимой 1899 врачи послали Левитана в Ялту. В Ялте тогда жил и Чехов. Старые друзья встретились отчуждённо. Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, говорил о своей близкой смерти. Сердце его болело уже почти непрерывно.
 
Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трехсвятительском переулке. 8—17 мая 1900 года Чехов навестил тяжело больного Левитана. Всё лето, с июня, в русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонировались картины художника.
 
22июля (3 августа)1900 года Исаак Левитан умер. Последняя его работа — «Озеро. Русь» — осталась незаконченной.
 
Исаак Левитан был похоронен 25 июля 1900 на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем.
 
22 апреля 1941 года прах Исаака Левитана был перенесён на Новодевичье кладбище. С тех пор могила Исаака Левитана соседствует с могилами его друзей Чехова и Нестерова.
 
http://ru.wikipedia.org/wiki/Левитан,_Исаак_Ильич

Сумерки. 1899 (700x475, 41Kb)

Туман. Осень. 1899 (700x568, 43Kb)

Озеро. 1898-1899 (700x533, 64Kb)

 

 

Серия сообщений «Живопись, графика«:
Часть 1 — Лиру и его обитатели. Художник Юрий Косаговский
Часть 2 — Живопись. Пьер Огюст Ренуар (1841—1919)

Часть 11 — Дети на картинах Владимира Волегова
Часть 12 — Louis Marie de Schryver. Парижские цветочницы
Часть 13 — Живопись. Исаак Левитан (1860—1900)
Часть 14 — Экскурсия по Лувру

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий