Поиск

Вера и разум


Разум в опыте веры не является ни основой веры, ни ее опровержением. И вера и неверие – путь сердца, а не логического убеждения. Дело разума в опыте веры лишь засвидетельствовать и исповедать «я – верю» или «я – не верю», но объяснить свой опыт разум не может. Спросят, «а в чем же тогда разумность веры, если разум ее не объясняет»? – Разум и не призван все объяснять, он лишь призван все осознавать. Вера – как и любовь – есть опыт. Разве разум человека может «объяснить», почему он влюблен? Это – опыт, и разумным его делает сам факт осознания разумом этого опыта, а не объяснение оного.
Однако, как есть фальшивая любовь или любовь (как искреннее чувство), направленное на недолжный и недостойный любви объект, так же существует и ложная вера. Не всему надо верить и не всему доверяться. Не все, что происходит во внутреннем нашем мире (и составляет наш «внутренний опыт») является «чистым продуктом». В нашем сердце много темных закоулков, а потому очень часто мы верим в то, во что хочет верить наше порочное сердце. Вот тут и важно проверять свои суждения и свой опыт – объективным преемством веры, преемством религиозного опыта, передаваемого Преданием Религии. Человек становится адептом религии в силу того, что готов принять ее опыт и исповедовать исповедуемую ею веру. Вливаясь «в струю религии», человек, тем самым, свидетельствует, что он осознал недостаточность своего личного, субъективного религиозного опыта. Тут разум, во-первых, фиксирует эту недостаточность, а во-вторых, свидетельствует о своем доверии (опять же, не «рациональном понимании», а именно о доверии) опыту исповедуемой им религии.

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий