Поиск

Икона: предмет религиозного поклонения или произведение искусства?


Автор — Alexandra-Victoria. Это цитата этого сообщения

Икона: предмет религиозного поклонения или произведение искусства?

Икона «Рождество Христово». Московская школа (?) XVI века

135840fa04e7 (592x598, 25Kb)

«Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.»
(Борис Пастернак)


Икона «Рождество Христово»
Автор неизвестен {Московская школа (?)}
Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота.
Россия, XVI в. Государственный Эрмитаж

Разговор об иконе требует всегда особенного подхода, поскольку до сих пор еще не решен главный вопрос, что же такое, собственно, икона: предмет религиозного поклонения или произведение искусства. Так или иначе, икона есть не просто живописная картина в привычном понимании этого слова. Создавалась она для особенных целей, и все что на ней изображено должно было служить предметом духовного созерцания. «Видимое невидимого», — так назвал икону богослов и философ Павел Флоренский. Свой собственный художественный язык такого произведения предопределялся религиозной традицией. Поскольку автором иконы считался не человек, а «Небесный Творец», то имена мастеров оставались по большей части анонимными. В результате стилистически похожие произведения принято объединять понятием «школа». Так, особенности рисунка, красок, пропорций позволяют причислить икону «Рождество Христово» к Московской школе XVI века. Однако общей уверенности нет, и некоторые исследователи относят ее, скорее, к Новгородской школе, для которой было характерно левостороннее расположение ложа Богоматери (в московских иконах ложе обычно направлено вправо).


Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы.
Середина XVI в. Псковский музей-заповедник

Икона «Рождество Христово» (XVI век) в собрании Эрмитажа

Историю иконы «Рождество Христово» можно проследить лишь с 1929 года, когда она была показана на зарубежной выставке древнерусской живописи вместе с парной к ней иконой «Преображение». Обе они были некогда частью одного иконостаса, который оказался теперь разрозненным по разным музеям. После выставки икона оказалась в частной коллекции И. И. Рыбакова, который в 1930-е сумел составить довольно хорошее собрание русских икон XVI и XVII веков, отличавшихся превосходной сохранностью. В 1955 году из этой коллекции «Рождество Христово» поступило в Эрмитаж, где в ходе тщательной реставрации был укреплен красочный слой. Уже в следующем году она показывалась на эрмитажной выставке, и с этого времени неоднократно экспонировалась. Сегодня эта икона находится в запасном фонде Эрмитажа.


А.Я. Головин — Портрет Иосифа Израилевича Рыбакова

Рождество в Священном Писании

Согласно Священному Писанию Дева Мария жила в Палестине, в городе Назарете, в доме плотника Иосифа, где явился к ней архангел Гавриил и возвестил о будущем рождении Христа. В это время в Палестине, входившей тогда в состав Римской империи, была объявлена перепись населения, и каждый житель должен был приехать в тот город, откуда вел историю его род. Поскольку Иосиф и Мария принадлежали к роду Давида, происходившему из города Вифлеема, туда они и отправились. Когда они прибыли в Вифлеем, то все гостиницы были уже переполнены, поэтому ночевать им пришлось в пещере. «Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Ангел возвестил о Рождестве пастухам, что пасли стада неподалеку, и они первыми пришли поклониться Младенцу. Некоторые источники сообщают также о поклонении волхвов (жрецов или королей), что принесли священные дары: золото, ладан и смирну.


Икона «Рождество Христово» (фрагмент)
Автор неизвестен {Московская школа (?)}
Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота.
Россия, XVI в. Государственный Эрмитаж

«Домашние звери стояли в пещере, над яслями теплая дымка плыла…»

Главная особенность иконы заключается в том, что здесь показаны события, происходящие в разное время и на большом расстоянии друг от друга. Все это не совсем укладывается в рамки современного сознания, но для верующего человека XVI века запредельный духовный смысл этого произведения был ясен. Начнем «читать» икону от центра: над Младенцем Иисусом склонились животные – они находятся в пещере, которая показана как бы в разрезе. Богоматерь лежит у входа в пещеру, но понимается как бы внутри нее. Сверху над Младенцем горит Вифлеемская звезда с расходящимися от нее лучами, и она указывает путь трем волхвам, что скачут верхом в верхнем левом углу иконы. Справа напротив ангелы возвещают пастухам о Рождестве. В нижней части композиции в правом углу показана история повивальной бабки Саломеи, которая усомнилась в чуде рождения Младенца Девой, за что чуть не поплатилась, но вовремя успела раскаяться. Напротив этой истории слева сидит задумчивый пригорюнившийся Иосиф. Загадочный старец рядом с ним до сих пор не имеет однозначной трактовки. Согласно одной версии, это пастырь, который в доброй беседе утешает Иосифа; согласно другой – старец служит олицетворением сомнений, посетивших Иосифа относительно невинности обрученной с ним Марии. Таким образом, получается своеобразный диалог двух совершенно разных миров: рационального и духовного.


Икона «Рождество Христово» (фрагмент)
Автор неизвестен {Московская школа (?)}
Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота.
Россия, XVI в. Государственный Эрмитаж

Технология создания «духовного предмета»

Сам процесс создания иконы имеет свои технологические особенности. Сначала готовится деревянная доска (основание), далее она покрывается паволокой (холстом), а затем грунтом (левкасом). После сушки и полировки по левкасу делается прорись (графья). Вслед за нанесением позолоты (нимбы), выполняется доличное письмо (пейзажный фон, одеяния), и лишь затем личное письмо (лики и руки святых). В завершение икона покрывается защитным слоем олифы (масляного лака). Очень часто икона являлась произведением целого коллектива мастеров, где каждый отвечал за «свой» этап работы. Икона писалась темперой, начиная от самых темных красок и заканчивая самыми светлыми. Важное значение приобретают в иконе особые цветовые акценты, где ярко красное ложе Марии, киноварные плащи волхвов и ангела, одежды пастухов и повивальных бабок словно собирают отдельные эпизоды в единое целое. Из общего радостного колористического строя выбивается лишь сцена сомнений Иосифа, где киноварь отсутствует. Обычно фон иконы был золотым, но здесь он голубой. Такое нетрадиционное решение вполне созвучно теме Рождества, где голубой фон наилучшим образом передает эффект ночного неба, в самом центре которого горит огромная Вифлеемская звезда.


Икона «Рождество Христово» (фрагмент)
Автор неизвестен {Московская школа (?)}
Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота.
Россия, XVI в. Государственный Эрмитаж

73713553_2627134_6 (92x120, 11Kb)

© проект SpbStarosti

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий