Поиск

Горные пейзажи Ингушетии. Часть 2.


1. Я не устаю повторять, что воздух в таких местах настолько вкусный, настолько им приятно дышать…

2.

3.

4. Эгикал — один из крупнейших средневековых башенных комплексов горной Ингушетии, политический, административный и культурный и экономический центр средневековья Таргимской котловины. До депортации ингушей в 1944 году в селении Эгикал жили люди. Сегодня Эгикал — необитаемый башенный комплекс, музей под открытым небом, законсервированный древний город, по некоторым улочкам которого и сейчас можно пройти и прикоснуться к векам.

 5. Расположен замковый комплекс на южном склоне горы Цей — Лоам, в двух километрах от реки Ассы. Древний Эгикал — крупнейший башенный комплекс в горной Ингушетии. Сотни построек некогда могущественного селения рассыпаны по южному склону горы Цей-Лоам в Ассинском ущелье. С высоких пригорков хорошо видна живописнейшая долина реки Ассы. Вдали можно увидеть другие башенные комплексы селений Хамхи, Таргим, Пуй и тысячелетний христианский храм Тхаба-Ерды.(о них расскажу ниже)

6. В состав древнего башенного комплекса входят более ста сооружений, датированных периодом ХII-ХVII веков. В число уникальных построек, возведенных мастерами древнего зодчества, входят боевые и сторожевые башни, жилые строения, святилища, а также склепы.

7.

8. Одна из удивительных сохранившихся до настоящего времени башен Эгикала в высоту достигает 27 м. На внешней стороне стен этой башни вырублены загадочные изображения людей с разведенными ногами и руками, таким образом, что общее очертание напоминает крест.  Жилую башню нужно было обязательно построить за один год, иначе род считался слабым, терял уважение. Строители имели непререкаемый авторитет. Даже если они халтурили и построенная на века башня начинала рушиться, считалось, что виноваты хозяева.
Быт в башне строился предельно просто. Вещи хранили в нишах толстых каменных стен, топили по-чёрному, готовили на открытом очаге. При этом очаг и цепь, на которую подвешивался котёл, считались священными — все важные решения принимались у очага, а цепь являлась семейной реликвией.

9. Вдоль границ аула Эгикал расположены захоронения домусульманского и мусульманского периодов с надгробными плитами, на которых легко можно распознать древнюю арабскую вязь.

10. Хотел было избавиться от вездесущих проводов в фотошопе, но в последний момент передумал:)

11. Судя по тучам и порывистому ветру, нам лучше поторопиться:)

12. Эгикал сегодня — это уникальный музей под открытым небом. Он входит в состав Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного заповедника. Поэтому, если едете в горы Ингушетии, то готовьтесь посетить его:) .

 13. Селение славилось потомственными ремесленниками — оружейниками, кузнецами, гончарами, ювелирами, а также отважными воинами и знатоками народной медицины. Из Эгикала вышли десятки известных в Ингушетии фамилий и талантливых людей прославивших его, один из них классик ингушской литературы Идрис Муртузович Базоркин, похороненный здесь же на родовом кладбище.

14. Тучи как бы намекают…:)

15. Очень красивое зрелище, никогда такого не наблюдал, как облако медленно спускается по горе..

16. Прощаемся с Эгикалом и поедем к храму Тхаба-Ерды.

17. Одна из достопримечательностей Таргимской котловины — башенный комплекс Нижний Пуй. 30-метровая с пирамидальной сланцевой кровлей боевая башня . Время пощадило даже машикули (балкончики без дна на верхнем дозорном ярусе), с которых осажденные воины, будучи сами в безопасности, могли вести огонь и сбрасывать на головы штурмующих камни, лить смолу и кипяток…

18. На холме выше храма — одинокое дерево.. интересно, а молнии в него не бьют?

19. Как же красиво сочетаются облака с горными скалами..

20. Среди историков, археологов и искусствоведов нет единого мнения о том, кто и когда построил этот 17-метровый храм. По одной из версий, он возник в VIII–IX веках. Имя же человека, сделавшего первоописание культового сооружения, известно точно. Это военный квартирмейстер Ф. Штедер, 1787 год.

В Грузии существует народное предание, согласно которому Тхаба-Ерды был возведен при личном участии царицы Тамары в XII-XIII вв. На фоне предположения о возникновении храма в более ранний период — в VIII-IX вв. — ученые не находят археологического подтверждения этого поверья. Однако кое-что в архитектуре горного храма отвечает народному преданию — это карнизы с классическим грузинским «S-образным» орнаментом. Исследователи относят их как раз к XII-XIII вв. Очевидно, Тхаба-Ерды реконструировался и в этот период — эпоху очередного расцвета грузинского государства.

 21. На западном фасаде храма — композиция с двумя персонажами. Слева — Христос. Справа — человек с крестом и мечом, очевидно, некий местный князь, заказчик храма. Вопреки принятой «субординации», изображение Христа находится ниже изображения князя. Из этого ученые делают вывод, что первоначально их расположение было другим.

22. Нет в среде учёных и единой трактовки перевода названия памятника. Одни исследователи считают, что ингушское Ткъобa-Ерды означает «наша вера» или «храм веры», другие склоняются к «двум тысячам святых». Третья группа учёных склонна видеть в Тхаба-Ерды искаженное Тома-Ерды, то есть «храм святого Фомы», над которым в сей послеполуденный час нависла седая папаха облаков…

На сегодня все. Спасибо большое компании "МегафонКавказ" за организацию блог-тура "ТелекомЭкспедиция"!

Первая часть здесь:


http://radioman07.livejournal.com/715818.html

Использованы материалы: http://foma.ru/10-faktov-o-gornom-xrame-txaba-erdyi.html
http://kavkaz.mk.ru/articles/2014/07/16/ingushetiya-dorogoy-stoletiy.html

radioman07.livejournal.com

Добавить комментарий