Поиск

Памяти Иеронима Босха (1450-1516)


Автор — Томаовсянка. Это цитата этого сообщения

Памяти Иеронима Босха (1450-1516)

 

Иероним Босх. Автопортрет

500 лет назад ушёл из жизни великий и неординарный Иероним Босх. В честь этого события организован международный проект «Босх 500», который предполагает серию арт-мероприятий, в том числе, масштабных выставок Иеронима Босха.

   Выставка «Видения гения», Noordbrabants Museum, Хертогенбос (Нидерланды), 13 февраля — 8 мая 2016 года. Масштабная выставка в рамках проекта «Босх 500» откроется в родном городе художника – Хертогенбосе. На эту выставку будут свезены работы из ведущих музеев мира. Из Лувра приедет «Корабль дураков», из музея Прадо в Мадриде триптих «Воз сена», также будут экспонироваться произведения Босха из Метрополитен Музея, Вашингтонской Национальной галереи искусств, Палаццо Гримани в Венеции и Музея Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме. 

воз сена босх

«Воз сена», центральная часть триптиха, 1500-1502 годы 

   Всего на выставке в Хертогенбосе будет представлено 20 картин и 19 рисунков Босха, из них четыре триптиха и четыре полотна, расписанных с обеих сторон. Также будет экспонироваться 7 полотен, созданных его мастерской и наиболее выдающимися учениками.

  Работы Босха, созданные в Хертогенбосе, впервые за 500 лет в таком большом количестве возвращаются на свою родину – на время проведения выставки.

«Босх. Выставка столетия», Музей Прадо, Мадрид, 31 мая – 11 сентября 2016

   Крупнейшая выставка Иеронима Босха в рамках проекта «Босх 500» откроется 31 мая 2016 в Музее Прадо, который владеет рекордным количеством произведений Босха. На выставке будет представлено около 50 произведений мастера. В экспозиции выставки, кроме произведений Босха, которыми владеет Музей Прадо, будут представлены работы из Альбертины в Вене, Музея древнего искусства в Лиссабоне, Музея изобразительных искусств в Бостоне, Метрополитен Музея, Лувра, Национального музея в Вашингтоне, музеев Венеции и Музея Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме.

   Из Музея древнего искусства в Лиссабоне на эту выставку привезут триптих «Искушение святого Антония», считающийся одной из лучших работ зрелого Босха.

босх 500 выставки

   Фрагмент третьей картины триптиха «Сад земных наслаждений», 1500-1510.

 Выставка Начо Карбонеллы, Stedelijk Museum, Хертогенбос, 18 июня – 11 сентября 2016.

   Испанский дизайнер Начо Карбонелл  создаёт необычные мебель и предметы интерьера, которые похожи на живых существ. Произведения Карбонеллы скорее декоративны и красивы, чем практичны. Вдохновителем творчества Карбонеллы является Иероним Босх.

 Выставка Яна Фабра «Босх в Конго», Noordbrabants Museum, Хертогенбос (Нидерланды), 11 июня-18 сентября 2016

начо карбонелл интерьер босх

   На выставке «Босх в Конго» будут представлены монументальные мозаичные панно из серии «Дань Иерониму Босху в Конго» (2011−2013). Бельгийский художник Ян Фабр рассказывает о жестокости и жадности колонизаторов, от которых сильно потерпела бывшая колония Бельгии — Конго.

ян фабр босх конго

   9-метровая статуя совы, проект «Bosch Beest», сентябрь 2015 — декабрь 2016

В городской кузнице Хертогенбоса продолжают отливать 9-метровую статую совы. Всем желающим предлагают стать участником этого процесса и внести свою лепту в создание нового символа города.

Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова на картинах Босха служит злу, как ночная птица и хищник, и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность.

босх сова

Фрагмент картины триптиха «Сад земных наслаждений»

     В Хертогенбосе также пройдёт серия фестивалей, детских программ, цирковых представлений и других мероприятий, посвящённых празднованию года Босха, подробности здесь.

 «Семь смертных грехов: Гурт Сваненберг и Питер Брейгель», Noordbrabants Museum, Хертогенбос (Нидерланды), 29 октября 2016 – 29 января 2017

    Гурт Сваненберг – художник, который мастерски расписывает скелеты животных. Источником вдохновения для Сваненберга служат «Семь смертных грехов» Босха. Вместе с работами Сваненберга на этой выставке будут представлены гравюры Питера Брейгеля, которого также вдохновляла эта тема.

босх сова

«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» 1475-1480.

http://2queens.ru/Articles/Vystavki-Vystavki-v-Evr…vok-i-artproektov.aspx?ID=3167

    Иероним Босх — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в  картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.
  Творчество Босха остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после смерти сюрреалисты нарекли его  «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени… воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».

Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты.

«Сад земных наслаждений», 1500-1510.

Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты.

Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала «песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет». Получившаяся мелодия стала одной из интернет-сенсаций последнего времени. Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1500-1510.

Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала «песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет». Получившаяся мелодия стала одной из интернет-сенсаций последнего времени. 

  В Босхе видели предшественника сюрреализма, черпавшего свои образы в сфере бессознательного; видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом. Предполагали, что он был знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения… Некоторые из этих гипотез устарели, иные при всей их привлекательности не подтверждаются фактами; есть и такие, что дали ключи к пониманию картин.         
  Удивителен подход художника к решению пространственных задач. В больших фантасмагориях он создает и неопределенное пространство, в котором множество движущихся фигур выстроено в горизонтальные или волнистые цепочки, образующие единый передний план. В некоторых босховских картинах отсутствует перспектива, но даже там, где она есть, художник смотрит на изображаемый мир сверху, как наблюдатель.

Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой. 

    Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена — одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.
  Иероним родился в большой семье потомственных художников. Живописью занимались дед Босха Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец — Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. Mать происходила из семьи резчика по дереву. Иероним с детства приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям. 
  Затем Босх учился в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где он познакомился с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 Босх вернулся в Хертогенбос мастером-живописцем. 
  В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им.
  Брак Иеронима Босха не был счастливым (супруги не имели детей), но он дал ему материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.
   Картины «Операция глупости» и «Фокусник» высмеивают людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.
  Еще острее Босх. высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.

   Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.

"Корабль дураков". 1495-1500.

  Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха. 
Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире.
Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Эти понятия имели обобщающий смысл: праведники и грешники находятся, соответственно, на своих кораблях. 
  Пассажиры корабля Босха— представители различных слоев общества. Главное место занимают монах и монахиня, пьянствующие с группой крестьян, горланящие какую-то песню под бренчание лютни. Вместо мачты — дерево, сломанная ветвь служит рулем, ковш с длинной ручкой — веслом На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино. 
  Композиционным построением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль.

    Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие.
  Розовый флаг с полумесяцем и сова на дереве — симолы зла и ереси. Монах и монахиня, изображены в таких же позах, как пары в средневековых садах любви, которые, как правило, делают музыку прелюдей к занятию любовью. Плоды вишни, лютня и винный кувшин — распутство и потеря самообладания от вина.

   Автор явно хочет задеть зрителя за живое, шокировать, чтобы невольно на ум пришел вопрос: куда же плывет такой корабль? 
  Дураки на корабле — не безбожники, так как среди них — монах и монахиня, но они все живут "в глупости". Босх смеётся , но это — грустный смех. 
Ведь всё человечество плывёт через море Времени на одном общем «Корабле». Мы все, кто больше, кто меньше, подвержены тем же порокам, что и "дураки". Мы едим, пьём, обманываем, играем в глупые игры. Тем временем наше судно дрейфует бесцельно. 
  Эксцентричный и загадочный гений, Босх ясно показал уродливые, зловещие и чудовищные вещи — скрытые существа нашего внутреннего мира. 
  "Корабль Дураков" — не о других людях, это — о нас. Это себе мы должны задать вопрос : куда же плывет НАШ корабль?

Иероним Босх. Поклонение волхвов.

Иероним Босх: тайна за семью печатями

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий