Поиск

Отрывок моего письма Б. Гребенщикову. Метнул, было, бисера. Теперь стыдно перечитывать.


Date: Friday, January 25, 2008, 12:25:44 PM
Subject: Что такое "дзен"?

Часто приходится слышать <от Вас> "дзен" "дзенский". Что же такое дзен?

Дзен — это чань.

Ну, а что такое чань мы можем понять, размышляя над мыслями
из приписываемого Бодхидхарме "Трактата о светильнике и свете", в
которых он предопределил характер философии чань, позднее ставшей
развитым Учением:"Передача истины вне писаний и речей, нет
никакой зависимости от слова и буквы. Передача мысли непосредственно
от сердца к сердцу, созерцание собственной изначальной природы и есть
реализация состояния Будды".Е.В. Завадская. "Культура Востока в
современном Западном Мире". М., 77, стр. 16.

Значит — основой и сущностью чань является самая обыкновенная
сердечность, (человечность) — не более, но и не менее того.

Однако же, менее того, что необходимо, — чтобы был чань.

Сердечность — необходимая, но недостаточная основа чань. Эта основа,
на которой должна развиваться человеческая д е я т е л ь н о с т ь,
(по гречески — "энергия").

Мы можем сказать, что мультик о том, как удав передал мартышке привет —
это чаньский мультик. Но просветления после просмотра этого мультика
может достичь только человек подготовленный, для которого этот просмотр станет последней каплей.

А именно: кроме сердечности в приведенной формуле Бодхидхармы мы
находим требование "созерцания изначальной природы", что "и есть
реализация состояния Будды". Вот этот предлог "и" посылает к тому, что
просветление не может быть достижением случайным, наивным движением
души. Оно венчает собой подвиг (сдвиг) сознания. Человек должен
сознавать — ч т о он делает, должен сознательно стремиться к цели, к
постижению природы Будды, собственной своей природы.

Другими словами, человек должен быть знаком с основами Учения, должен
долго и упорно размышлять над ними, должен стараться реализовать их в
своей жизни, в своём обыденном поведении.

Чань — это явление буддистской культуры, он возник в среде
буддистской, как реакция истины на опошление и извращение Учения, на то,
что Учение стало казённым. Отсюда подчеркнутый антиритуализм чань.

Хочу сказать: одно, когда коан "Встретишь Будду, — убей Будду!"
слышит человек, родившийся в среде буддистов и впитавший с молоком
матери соответствующую буддизму символику, мифологию, ритуал, обычаи .
Человек, сознание которого отягощено утратившими дух "буквальными
формулами", фактически — злотолкованием Учения, которое (злотолкование)
под видом
Будды назойливо подсовывает ему кумир златой.
Он тогда вдруг осознает
это, разрушает этот кумир, его душа рвет оковы наложенные на неё
властолюбивыми и корыстолюбивыми жрецами, и воспаряет к духу, к свету,
к своему высшему Я, которое есть одновременно Я Вселенной — Алайя,
к своей сокровенной, природе (естеству), которая и есть истинная, а не
затемнённая невеждами природа Будды.

Совершенно другое, когда коан: "Что такое просветление — дохлая кошка!"
слышит человек, совершенно не знакомый с основами Учения буддизма.
"А!", — скажет такому человеку дьякон Кураев. "Видал? Сами же они
признаются в демоническом характере своей религии".

"Дух чань подобен вкусу чая", — утверждал Бодхидхарма. Он все
пышные ритуалы казенного буддизма заменил интимным делом — чаепитием.
Однако же, эта "церемония" несколько отличается от чаепития в Мытищах.
Она не наивна. Человек знает, что всё, что он делает в жизни, (вот
попросту чай пьет)- он делает чтобы наконец-то стать самим собою.

Буддою.

"Как я узнаЮ, что Поднебесная такова? Поступая так".

Так что, любование поведением уточек — это внешняя форма поведения,
а не то именно, к чему стремился древний китаец, бросавший государственную службу ради исполнил правды жизни.

Сердечность, простота, человечность должны сопровождаться стремлением к безграничному познанию.
Как у чайки Джонатан Ливингстон.
Это и будет чань.

Е.И. Рерих писала, что настоящий Бхакти йог с необходимостью и Жнана йог. Бхакти — путь любви, Жнана — путь познания. Ведь любящий по мере углубления своей любви всё лучше и лучше узнаёт своего возлюбленного. А познающий по мере познания всё больше и больше любит его предмет. Любовь и познание — это антиномически сопряженные противоположности (как электричество и магнетизм — две стороны третьего — электромагнитного поля), две стороны чего-то третьего.

Назовём это третье чань или дзен.

Так что путь Знания, (Жнана) или Науки, Бхакти (Любви) отрицать не станет. Он этого не сможет.

В чем же основы Учения? В Агни Йоге написано, что основы Учения можно
записать на ладошке младенца: "Трудись. Твори Благо. Чти Иерархию Света".

Я вот иногда думаю, что истинное христианство содержит всего три
догмата: 1) Божество человечно. 2)Человек бежественнен. 3)Красота
спасёт мир.

Так что видение Е.И. Рерих, о котором я Вам наивно писал:

("Вся Вселенная, как бесконечная паутина, в которую вплетают новые
узоры многочисленные пауки, или сознания различных степеней".
Елена Рерих. "У порога Нового Мира. М., 2000, стр. 279.)

не есть "рериховская паутина" <, как Вы изволили выразиться>. Это паутина Вселенская, это каркас упругость которого и держит Мироздание. И в плетении этой паутины нет никакого оккультизма. Она плетётся человеческими отношениями, которые устанавливают между людьми прочные и реальные т.н. "сердечные связи". Возьмите брак. "Ведь всякий обыватель скажет, что между мужем и женой — кроме всего прочего — должна быть ещё и некоторого рода внутренняя связь и некоторого рода личная привязанность. В чём заключается эта внутренняя связь, об этом обычно говорят мало. Едва ли, однако, кто-то осмелится отрицать в браке внутреннюю связь, даже если он никакой такой связи не находит. Вот эта самая обывательская, самая бытовая, самая обыденная связь мужа и жены, не сводящаяся на животные отношения, — это и есть то, что Вл. Соловьёв считает основой человеческого, а не скотского брака, и тут никто из нас не посмеет его критиковать". А.ф. Лосев. Владимир Соловьёв и его время. М., 2000, стр.237.

Или — дружеские отношения. Кто имел друзей и кто рвал с ними, знает, как это бывает больно. Ибо рвутся реальные связи. Перервите горло мне, перережьте вены, только не порвите серебряные струны. Серебряные струны, связывающие сердца людей воедино. В "человечество", которое по необходимости, в глубокой сути своей переходит в богочеловечество,
постепенно становится из царства животного через царство человеческого, — Царством Небесным.

Ведь человеческие сердца эта виденная Е.И. Рерих сеть связывает с
сердцами и святых, и Ангелов, и Богов. По ним, по этим "проводам"
(йогонадям) и идёт в этот мир Благодать Божия. Или любовь. Как по
арыкам растекаясь по пустыне этой жизни.

То есть Интернет — мировая паутина скопирован, подсмотрен у Природы,
как и всё, что человек, неотъемлемая часть Природы — Матери,
"выдумывает", а потом изготавливает.

Однажды в 80-м году, будучи в Москве, я пошёл к <институтскому> другу. По дороге зашел в цветочный, купить его жене цветок. А там продавались фризии – любимые цветы одного из Махатм. Я их букет конечно же и взял. Этот букет имел большой успех. Их запах отличный. Он похож на запах крыльев бабочек, которых в нашем городе не без основания звали "лимонницами", мы их ловили в детстве.

Тёща моего друга сказала, — это же запах нашего любимого чая и поставила
на стол пакетики с редким тогда чаем фирмы Липтон, <который они с мужем, генералом бронетанковых войск привезли из туристской поездки в Тунис>. И действительно, у
него был такой вкус.

Вкус  чань.

Сколько ни ищу, так и не нашел до сих пор этот сорт чая. Всё не то.

Всё не так, как надо.

г.

Приплыла золотая рыбка к Морской Царице, спросила: "Ваше Величество, я
всё время слышу "море", "море"… Что же это такое — "море?"

Ей Царица отвечает: "В море мы рождаемся, в море имеем своё бытие. Морем мы живём — питаемся, дышим, движемся в нём, спим в нём. В море мы уходим после смерти".

Чань подобен морю.

yasko.livejournal.com

Добавить комментарий