Поиск

Прогресс, цивилизация и Церковь


«красота – это отверженный мир. Мы можем встретить ее лишь тогда, когда гонители [т.е. строители цивилизации] по ошибке забудут о ней» (М.Кундера. Невыносима легкость бытия).

Каких только ересей не встречала Церковь на свом историческом пути! Но не всегда ереси основывались на прямом отрицании Божественного Откровения, слова Священного Писания. Арианство опиралось на Писание не меньше, чем ортодоксия – разница заключалась в экзегезе. Аналогично обстоят дела с последующими ересями: все они оставляли в неприкосновенности Слово как высший и незыблемый авторитет. Но ХХ век на своем излете «подорвал авторитет Писания» и многие современные лже-христиане прямо заявляют, что «эти вот мысли, которые мы встречаем у авторов Священного Писания, свидетельствуют об их дикости и узости их мышления», т.е. они «сегодня в том смысле, в каком они изначально прозвучали – не актуальны». Любую новомодную теорию современные «христиане» готовы принять с легкостью, не задумываясь отвергая Священное Писания. При этом некоторые из них – те, кто начитались околоцерковной попсы – начинают кричать про «толкование», мол, «в Писании то все ясно, но мы же знаем, что толкователи всегда могут смысл обратить в противоположную сторону». Всегда, да не всегда! У экзегетики – которая сегодня, можно сказать, является вполне себе «точной» наукой- являются свои незыблемые законы. Ну, к примеру, четкое указание Писания на то, что только Богочеловек Иисус Христос есть Судия абсолютно всех людей никак нельзя «истолковать» в том смысле, что «это только с христианами Бог работает через Иисуса, а с адептами других религий – работает посредством этих религий». Это и есть прямое отрицание универсализма и абсолютизма Христианства. Так же никуда мы не можем деть вполне четкую и ясную эсхатологию: мир закончит свое существование крахом, так как весь временно-пространственный континуум попадет в руки антихриста и потому тварный космос, со всеми его обитателями, сгорит в апокалиптическом огне. Эту истину тоже никуда не деть. Однако есть такие «христиански» (точнее – «бог-ослицы»), которые пытаются совместить коммунистическое строительство «светлого будущего» плюс «иудейские мессианскую и эсхатологическую концепцию» (верящих в торжество справедливости именно в этом мире, причем, торжество сие настанет не благодаря вмешательству Бога, а неким путем гармонического развития человека – т.е. через человека) с Христианством. Реализм христианского взгляда на человеческую историю вызывает истерику у прогрессистов. Они хотят спорить с Самим Богом. Несколько ле я уже полемизирую с одной такой повернутой на голову особой – с пользовательницей Живого Журнала «olgaw». Она мне несколько лет с ряду доказывает свою шизофреническую идею о том, что «у мобилки есть логосы вещей в Боге», т.е. вообще весь прогресс – это только инструмент в руках Творца, а Бог сейчас (!) перестал с нами взаимодействовать непосредственно (через веру и молитву), а взаимодействует через прогресс. При этом, оказывается, будущее «Царствие Божье» это и ест тот самый мир, который мы сегодня – с помощью прогресса – «строит». А самое интересное, что для духовного развития и общения со святыми нам, оказывается, необходима сотовая связь: так наши молитвы будут лучше слышаться небожителями… Ну и прочую ахинею. Основной лейтмотив ее суждений – это «апокалипсис отменяется». При этом данная особа пытается утверждать, что она находится в согласии с «современными богословами», в числе коих она ссылается на имена Каллиста Уэра, Владимира Зелинского и Александра Шмемана. Так вот, указанные авторы не имеют ни малейшего отношения к суждениям этой болезной, так как они не отрицают конечную печальную судьбу тварного мира. Итак.

епископ Каллист Уэр: «Писание и Святое Предание неоднократно повторяют нам о Втором Пришествии. Они не дают нам оснований для предположений, что в результате непрерывного прогресса «цивилизации» мир постепенно будет улучшаться и улучшаться до тех пор, пока человечество не сумеет построить Царство Божие на земле. Христианский взгляд на мировую историю абсолютно противоположен подобному эволюционистскому оптимизму. Учение говорит, что в будущем нам следует ожидать природные катастрофы, все более разрушительные войны между людьми, замешательство и вероотступничество среди тех, кто называет себя христианами (см. особо Мф. 24:3-27). Этот период страданий достигнет своего апогея появлением «человека греха» (2 Фес. 2:3-4), или антихриста, и это, как говорит традиционное толкование православной церкви, не будет сам сатана, но он будет человеком, настоящим человеком, в котором будут сосредоточены все силы зла и под властью которого на время окажется весь мир. Недолгое правление антихриста внезапно завершится Вторым Пришествием Господа, которое на этот раз не будет тайным, как Его рождение в Вифлееме, а мы узрим Его «сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26:64). Течение истории таким образом стремительно и драматически через непосредственное вмешательство Божественных сил подойдет к своему концу» (Каллист Уэр. Православный Путь. – СПБ Алетейя, 2005, с. 177-178). Итак, не «через людей» произрйдет спасение мира,а через «вторжение» Бога в историю. И это вторжение сотрет с лица земли все, что людишки натворили…

Труды о. А.Шмемана и о. В Зелинского, насколько мне известно, так же не содержат ни малейшего намека на отрицание апокалипсиса. В противном случае моя оппонентка обязана привести доказательства обратного (именно их высказывания, а не свои шизофренические инсинуации над их текстами).

Итак, Христианство в целом отрицает будущие перспективы у этого мира. Чем опасны указанные воззрения Ольги и ее единомышленников? Иными словами, почему мы не можем просто махнуть рукой на шизиков, оставив их в покое? Почему мы вынуждены полемизировать с этой теорией?

Дело все в том, что олицетворением прогресса – согласно христианской эсхатологии – станет именно Антихрист. Именно он взойдет на престол как «благодетель рода человеческого» (в плане цивилизации). Мои оппоненты скажут, что антихрист обманет людей. Разумеется! Но поймут они это уже после того, как восторженно признают его! А почему признают? – Потому что он даст убедительные доводы, способные убедить нас в том, что он сможет обеспечить человечеству мир и процветание. Апостол говорит, что его пришествие будет «со знамениями и чудесами ложными». А вот Ольга уже сегодня говорит, что Бог нам не творит чудес сейчас словом или молитвой – сейчас «Бог творит чудеса науки и прогресса» (это ее слова). Вот он – корень антихристианства: придать естественному порядку значение сверхъестественного. Не на этой ли подмене сыграет антихрист? Не заставит ли он поверить, что «от Бога с небес чудес больше не будет» (это то, что прямо много раз заявляла Ольга), и что «сейчас Бог творит чудеса через олицетворяемый им, антихристом, материальный прогресс». Давайте еще раз вспомним, что антихрист – это не отрицание Христа, а подмена. Это подмена естественным сверхъестественного. Т.е. концепция Ольги – это не просто «глупости малость чокнутой бабы», это самое настоящее богословие антихриста! Напомним, что и иудеи ждут Мессию, который здесь, на земле, осуществит царство «всемирной справедливой цивилизации». Вот от всех этих иллюзий нас заранее хранит Слово Божье (если мы верны Ему и с верою слушаем Его), предупредив нас заранее о крахе человеческой истории и человеческого общества.

А вот теперь я разрешу самый главный вопрос: Ольга и ее сторонники могут сделать вывод, что я отрицаю вообще любое развитие человеческого общества.

Если хотите, прогресс, цивилизация, социум – это, говоря языком буддийской философии, «майя». Это действительно все иллюзия, все прах и пройдет прахом, не оставив в вечности после себя ни следа. Но в эту «майю» именно Бог «окунул» нас, а потому пока мы «в этой хижине» (2 Кор. 5:4), мы вынуждены использовать средства, которые помогают нам тут, в этом измерении нашего бытия, существовать, заботиться друг о друге. Наше пребывание на этом «марном» (иллюзорном) отрезке существования имеет важный педагогический смысл: Во-первых, пока мы не видим «лицом к Лицу» саму Истину, у нас остается свобода ее интуитивно постигать и тянуться к ней, а значит, преодолевать окружающую нас суету. Во-вторых, подручными средствами (техническими, медицинскими и т.д.) мы проявляем себя – либо свою любовь к ближнему, либо свой эгоизм. Т.е. эти средства, опять же, даны исключительно для нашего существования в падшем мире: это падший человек не умеет общаться мыслями, а потому нуждается в сотовой связи. Когда мы войдем в славу «будущего века», нам сотовая связь не понадобится (как не понадобится и институт брака, весьма важный на сей день). Это падший человек терпит болезни, а потому нуждается в развитии медицины. Но ни болезни, ни, соответственно, медицинские технологии не переступят порог вечности.

Предостерегу еще от одной опасности: из моих слов недалекие читатели могу сделать вывод, что я допускаю уничтожение материи и некое существование человечества в будущем веке как «чисто духовное». Разумеется, это не так. Но христианин обязан отличать материю и ее качественное существование. Именно способ существования материи был поврежден грехопадением, а потому стал нуждаться в мобилках, медицине, автомобилях и домовладениях. После того, как в огне апокалипсиса Бог переплавит весь универсум Своего творения, мы, в воскресении, обретем новые тела. Ольга и все ее единомышленники! Запомните следующие слова Писания: «Наше же жительство (греч. «политевма», т.е. «гражданство», «прописка») – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все» (Фил.3:20-21).Итак, силою Его воскресения! Не силою прогресса! Не чудесами науки и техники! И силою Божественною, сверхъестественною! И еще запомните: «майей», иллюзией, обреченным на уничтожение являются не сама материя по себе, а именно в том ее качественном состоянии, в котором она пребывает ныне. Мы знаем, что Христос недвусмысленно заявил, что на небесах и супруги останутся «как ангелы» (Лк. 20:35-36). Но мы знаем так же, что плоть воскресшая – в том числе у Самого Христа – осталась такой же плотью, как была на земле, однако, будучи плотью, обрела силы и возможности, которых не было до Его смерти и воскресения. Аналогичная судьба ждет и мир: после апокалиптической смерти тело мира будет воскрешено Богом! Не нами! Не цивилизацией, а Богом! И «Небесный Иерусалим» строим не мы (как убеждает Ольга), а Бог (Откр.21: 2, 10). «Синергия», на которую так любит ссылаться Ольга, относится только к нашему деланию в этом мире, а не к тому, что Бог приготовил для нас! От нашего поведения здесь зависит лишь попасть в этот Город или «пролететь мимо»!

Искренне возношу свою молитву об обращении заблудшей души Ольги и о просвещении её светом Истины Христовой!

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий