Поиск

НЕДЕЛИ ПРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ


Предисловие

В своих критических заметках касательно богослужения Рождественского Поста мы отметили некоторую несуразность существующего в нашем славянском «савваитском» Типикие последования:

В «неделю праотцов» на «воззвах» только первая стихира (и «славник») посвящены праотцам, а три другие – отрокам и Даниилу (что составляет тематику собственной «недели отцов»). Еще более нелепым выглядит расположение канона: 1-м стоит канон «отрокам» (который, кстати, полностью повторяется на службе 17-го декабря), а затем уже на 2-м месте «канон праотцам», начинающийся Христорождественским ирмосом. Получается несуразность: сначала мы поем отрокам (коих память дважды – в следующее воскресение и 17 дек. – будет впереди), а затем Адаму, Аврааму, Мельки-цадеку, Моисею и др. Канон отрокам является явной тематической ошибкой в данном случае.

В «неделю отцов» все еще сложнее. Во-первых, в это воскресенье соединены две самостоятельные темы: «память Авраам, Даниила и отроков» и собственно «предпразднство». Но с последним еще интересней: стихиры и канон предпразднства (вполне логично предшествующие песнопениям «отцам») поются только если это воскресение припадает в промежуток времени между 20 и 24 декабрем, а если нет, то глубочайшие по своему смыслу и содержанию стихиры и канон «упускаются». Во-вторых, первая же (после 3-х «условных» стихир предпразднству) «стихира отцам» звучит так: «Явилась днесь концам мира память праотцов», а следующая стихира начинает поминать Адама и других праотцев. Не перепутали ли переписчики стихиры двух «недель» местами? Так же интересны паремии этой недели: в целом посвященная Даниилу и отрокам служба вдруг содержит паремии о благословении Авраама Мелхиседеком и два текста из Второзакония. Никоим боком они не относятся к Даниилу и отрокам. А вот к тематике недели пратцов они вполне подходят.

Итак, мы делаем следующее:
1. Из двух «недель» мы делаем три – «Неделю праотцов», «неделю отцов» и «неделю пред Рождеством Христовым». Соответственно, «неделя отцов» (точнее – «неделя Авраама, Даниила и отроков») есть не последнее, а предпоследнее воскресение пред Рождеством Христовым. А «неделя пред Рождеством» – это последнее воскресение пред праздником, независимо от того, на какое число оно припадает.

2. С 17-го декабря мы переносим службу «Даниилу и отрокам» на воскресение (между неделей отцов и неделей праотцов). Таким образом у нас в целом получается уже не 2, и даже не 3, а 4-ре предрождественские недели.

3. Следует обратить внимание на то, что отсчет недель идет в обратном порядке: I-я неделя пред Рождеством – это последнее воскресение перед праздником (а не то, которое начинает рождественский литургический цикл). И, соответственно, предпоследнее воскресение – это II-я неделя, и т.д. Итак, у нас получается: «Неделя I пред Рождеством. Предразднство». «Неделя II пред Рождеством. Авраама, Даниила и отроков (отцов)». «Неделя III пред Рождеством. Даниила и отроков в печи Вавилонской». «Неделя IV пред Рождеством. Праотцов».

4. Стихиры «на воззвах» недель «отцов» и «праотцов» мы частично меняем местами. А вместо воскресного тропаря гласа поём ипакои (помещенные у савваитов по 3-й песни канона), т.к. именно ипакои были самой древней формой тропаря, и византийском богослужении именно им всегда отдавалось преимущество пред другими текстами (о чем свидетельствует и само название, требующее петь их «со вниманием»). Попадание их в междупесние канона (вместо седальна) не находит для себя разумного обоснования.

5. Паремии (3) из недели отцов мы переносим на неделю праотцов, а на неделю отцов назначаем паремии из книги пророка Даниила.

6. Так же в каноне и в некоторых других местах вы встретите тропари «Феогностовы», т.е. мои авторские. Я был поражен отсутствием тематического тропаря (т.е. развернутого прославления) Мелхиседека и Евы. Они упомянуты «вскользь», а между тем даже Христос (по мессианскому служению) носит сан Священства Мелхиседека, ну а уж упомянуть Еву (при упоминании Адама) тоже стоило бы. Этот пробел я и восполнил дерзновенною рукою.

7. Моим «авторским приемом» является перевод некоторых библейских терминов, присутствующих в каноне, через призму иудейской терминологии (а не эллинской). Так в некоторых случаях я слово «Закон» перевожу словом «Тора», а «Христос» передаю словом «Мессия» (что, все же, встречается в нашем богослужении — см. в Пентикостарионе службу на Преполовение Пятидесятницы и на 5-ю Неделю Пентикостариона). Так же и слово «волхвы» и «звездословы» я в некот. случаях перевожу как «астрономы». Я знаю, что слово астрономы здесь может показаться неуместным. Но мне вспоминается тут открытие Кеплера, которое явление звезды делает свидетельством не только для современников Христа, но и для нашего времени. Так же мною был упорядочен в хронологчиеском порядке список пророков в 8-й песни канона «праотцов» (и добавлен Иоиль — куда то «вылетевший» — Одед и Варух с отроками). Подумываю о том, чтобы в дальнейшем допускать и прямую передачу библейского имени в семитском (ашкеназском) произношением: не «Аввакум», а «hаббакук»; не «Осия», а «hошейа» и т.д.

Ну и некоторые другие изменения, которые будут понятны ниже из текста предлагаемой нами версии перевода богослужения на русский язык со славянского. Подчеркиваем это, что в данном случае это перевод не с греч., а со слав., т.к. у меня нет под рукой греч.текста, а так же нет времени с ним работать.

Я хотел бы, чтобы читающий эти тексты, рассмотрел два ракурса, независимо один от другого: 1. Предлагаемую реформу Устава. 2. Предлагаемый вариант перевода.

НЕДЕЛЯ ПРАОТЦОВ (IV-я до Рождества)
Тропари и кондаки
Тропарь-ипакои, глас 2 (исполняется вместо воскресного)
В росу огонь превращался для детей, / и плачь для жен превращался в радость. / Ангел был служителем обоих чудес, / для детей в чертог превратив печь, / а женам возвестив тридневное воскресение. / Начаток жизни нашей, Господи, слава Тебе.
Тропарь праотцов, глас 2.

Верою праотцов оправдал, Христе, / через них предобручив народы Церкви. / Хвалятся славою родства с Тобою святые, / от их бо семени прозяб благословенный плод / – Бессеменно Родившая Тебя. / Тех молитвами, Христе, помилуй нас.

Кондак воскресный гласа.

ВЕЧЕРНЯ
На «воззвах» стихиры, глас 6:
Явилась всему миру светлая память праотцов, / сияя зорями благодати: / Христос – солнце яркое, / на небосводе просияв, / ведёт издали и собор звезд, воссиявших с Ним, / и грядущее в Вифлееме Богочеловеческое Рождество возвещает. / Мы же все, благочестиво с верою ликуя о Его Рождестве, / воспеваем хвалу предпраздничную.

Славой Божественного родства в сей день радостно украшаются: / Адам, как основание и утверждение мудрых праотцов; / с ним радостно скачет Авель и веселится Энох, ликуют вместе Сиф и Ной. С патриархами же воспевает славный Авраам, и высокое созерцание о Рождении без отца получает Мелхиседек. Посему и мы, совершая божественную память праотцов Христа, молимся о спасении душ наших.

Лучами божественных глаголов осиянные великоименитые пророки, всегда почитаются. Плод принося пламенных стремлений Духа, всем проповедали о неизреченным Рождестве Христа Бога нашего, и по закону естества приняли смерть , прожив жизнь удивительную.
Заблистал весело собор богомудрых детей в печи, проповедующих Рождество Христа на земле. Ибо как драгоценная роса снизойдя, Господь сохраняет Родившую неопалимой, соблюдает непорочной и обогащает Божественными дарованиями. Посему и богоугодный Даниил радуется, с весельем явно провидя неотсеченный Камень, взятый от Горы-Девы, и дерзновенно с Ней ныне молится о душах наших.

Даниил, желанный муж, в образе Камня, самодеятельно отъятого от горы, прозрев Тебя, Господи, и младенцем, рожденным без семени нарек Тебя, из Девы Воплотившееся Слово, Неизменного Бога и Спасителя душ наших.

Слава и ныне (предпраздненства, византийская стихира), глас 6:
Благоукрашайся, вертеп! Грядёт бо Агница, носящая во чреве Христа. Ясли, примите словом разрешившего нас, земнородных, от бессловесного деяния! Пастухи, играя на свирели, свидетельствуйте о чуде страшном! Волхвы же из Персии принесите Царю злато и ладан и смирну, ибо явился Господь из Девы-Матери. Она же склонившись к Нему, как рабыня поклонилась, и шептала Держимому в объятиях Её: «Как Ты был посеян во Мне без искуса мужского? Или как прозяб во Мне, Мой Избавитель и Бог Мой?».

Вход. Паремии (те, что у савваитов даны на неделю отцов)

На стиховне
Октоиха гласа.
Слава (Германа Константинопольского), глас 3:
Придёмте, с любовью к празднику,/ псалмопениями восхвалим собор праотцов: / Адама всеобщего праотца, Эноха, Ноя, Мелхиседека, / Авраама, Исаака и Иакова. / Послуживших дарованию Торы – Моисея и Аарона, / Иисуса Навина, Самуила и Давида, / а вместе с ними Исаию, Иеремию, Иезекииля и Даниила, / вместе с другими двенадцатью Илию и Елисея, и всех иных./ А так же Захарию и Крестителя, / и (апостолов) проповедавших Христа – Жизнь и Воскресение рода нашего.

И ныне: Благоукрашайся, Вифлеем, ибо отверзен Эдем. / Готовься Евфрафо, ибо обновляется Адам и с ним Ева. / Истреблено проклятие и расцвело спасение миру. / И души праведников украшаются, / как подношение даров песнь принося вместо бальзамов мирры; / в воздаяние приемля душевное спасение и нетление. / Возлежащий же ныне в яслях повелевает духовные песнопения совершать непрестанно: / Господи, слава Тебе.

КАНОН СВЯТЫМ ПРАОТЦАМ
Творение кир Иосифа.
Краестрочие: «Хвалу отцам благолепную ныне приношу. Иосиф».
ГЛАС 1.
Все ирмосы канона – ирмосы 1-го канона Рождества Христова

Песнь 1-я.

Услышим сказания божественные, возвещающие о явлении Христа, ныне Рождаемого в вертепе непознанной мужем Отроковицей, и о Его величественном Рождестве предвозвещает астрономам явившаяся звезда.

Принесем песнопения отцам, воссиявшим прежде Закона и под Законом, своей доброй волей угодившим своему Владыке и Господу, воссиявшему из Девы, и ныне наслаждающимся немеркнущим просвещением.

Адама первого почтим, почтенного творческой рукою Зодчего, и уже ставшего нам всем праотцом, ныне же почивающего со всеми избранниками в небесных скиниях.

Авеля, принесшего от благородной души свои дары, принял Господь и Бог всех, и его же, убиенного скверной рукой братоубийцы, переселил в обители Света, как первого божественного мученика.

Песнь 3-я

Ныне Ожидаемый народами предшествует, носимый во чреве Девы, и затворенный Вифлеем, приемля Воплотившееся Слово, возлегающее в бессловесных яслях, отверзает в светлой радости врата Эдема.

Воспевается во всем мире пламенная любовь Сифа к Творцу и Зодчему, непорочным бо житием и душевной любовью поистине Богу угодил, и ныне в селениях живых взывает: Свят еси, Господи.

Устами, языком и сердцем, с надеждой богомудро стал Бога и Владыку всех в Духе призывать чудный Энос, и благочестиво прожив на земле, получил славу.

Священными словесами прославим Эноха. Благоугодив Богу, представился к славе, явившись неодоленным смертью, как писано о нем, став Божьим рабом ближайшим.

Песнь 4-я

Ныне наша Свобода возлегает в яслях и повивается пеленами младенческими. И приходят волхвы, цари с востока, чтобы узреть Его, Бога и Царя, родившегося от Чистой Девы, и поклониться с верою и с дарами.

Воздадим славу Богу, почитая в песнях Ноя – истинного праведника. Представ облекшимся в красу всех заповедей Божьих, благоугодив Христу, Ему же с Ноем воспоем, верные: Слава силе твоей, Господи.

Узрел Бог благородие и простоту нрава твоего, цадик Ной, за сие единственным начальником и вождем второго мира являет тебя, спасшего Ему семя всякого вида и рода гадов, зверей и птиц, по повелению Его.

Ноя, без ущерба исполнившего Божий Закон и найденного тогда единственным праведником из всего рода человеческого, в Ковчеге же деревянном спасшего все виды и роды бессловесных по повелению Промыслителя, благочестивыми песнопениями прославим.

Вино умиления источает нам, почитающим тебя, память твоя, блаженный Ной, всегда веселя и души, и сердца всем, кто искренне прославляет почтенные нравы твои и божественное житие твоё.

Песнь 5-я

Обильный истощается во плоть для нас и Безначальный приемлет Начало; Богатый нищает добровольно и Сущий Бог Слово возлегает младенцем в ясли бессловесных скотов, совершая воззвание всех существующих от начала.

Божественными похвалами почтим Сима, приплодившего отчее благословение, явившегося благоугодным Богу, причтенного к лику праотцов и радостно почивающего во стране живых.

Авраам, как друг Божий, удостоился предвидеть День Зиждителя своего и насыщается обильно радостью духовной. Его и мы все благоразумно почтим, как божественного праотца Христова.

Видел ты, блаженнейший Аврааме, насколько возможно видеть человеку, Троицу Святую, и Её угостил, как близкий друг, в награду же за странное угощение стал ты отцом, порождая в вере бесчисленные народы .

Феогностово: Царем Правды и священником Бога Всевышнего явлен ты среди народов, славный Мелхиседек, Авраам же благословляя, хлебом и чашей явил ты прообразы жертвенных символов Мессии, твоего вечного священства носящего сан.

Песнь 6-я

Вечно Сущий с Отцом и Духом Бог познается на земле в юном младенце; пеленами же повивается – землю повивающий туманом и мглою; в ясли бессловесных животных возлегает – всем даруя слово благоразумия. И мы ныне радостно предпразднуем Его бессеменное Рождество.

Прообразом страданий Христа был ты, премудрый Исаак, возводимый богопокорным отцом на заклание. За то и прославился ты, и явился ближайшим Божьим рабом, веселясь со всеми праведниками.

Иаков явился вернейшим угодником всех Бога, посему и боровшись с ангелов, наречен умом, зрящим Бога; и спав, видел божественную лествицу, на ней же утверждался Бог, облекшийся во плоть из сострадания к нам.

Любя Иосиф покорность отцу, был брошен в ров, продан в прообраз закланного и во рву погребенного Христа. И стал хлебопитателем всего Египта, быв целомудренным и праведным, и царствующим над страстями.

Песнь7-я

Вот, как и предрек пророк, не познавшая брака зачала во чреве Бога и явно грядет родить в Вифлеемском вертепе, Ему же и мы все воспоём: Боже отцов, благословен еси.

Да будут воспеты Анания, Азария и Мисаил с Даниилом, угасившие раскалённую печь и обуздавшие ярость львов, и Христу симфонично воспевающие: Боже отцов, благословен еси.

Закон исполняя, пострадал среди напастей и не ослабляющихся скорбей, и наречен Иов Божьим истиннейшим угодником, будучи кроток, беззлобен, прав, совершенен, непорочен, взывая: Боже отцов, благословен еси.

С верою почтим Моисея, Аарона и Ора, восхваляя Иисуса Навина и священнейшего Левия, Гедеона с Сампсоном и иными всеми, и воззовем: Боже отцов, благословен еси.

Песнь 8-я

В сей день совершаем память всех, от начала времен существующих священных отцов: Адама, Авеля, Сифа, Ноя, Эноса, Эноха, Авраама, Мелхиседека, Иова, Исаака и верного Иакова, взывая: всё творение да благословит Господа и да превозносит Его во все века.

Украшенный Богом полк божественных отцов восхвалим: Варрака, Нафана, Элеазара, Иосию, Давида, Иеффая и Самуила, вперед зрящих благочестиво и будущее созерцающих с верою и взывающих: всё творение да благословит Господа и да превозносит Его во все века.

Принесем похвалу в песнях Божьим пророкам: восхваляя Илию и Елисея, Амоса, Осию, Исаию, Михея, Одеда, Иону, Софонию, Иеремию, Варуха, Наума, Аввакума, Иезекииля, Даниила с отроками, Аггея, Захария, Авдия, Малахию и Иоиля .

Слава (троичен): Изречениями троическими, верные, воспоём всесвятую Троицу: Отца Безначального, Сына Единородного и Праведного Святаго Духа – Единство Триипостасное, Его же славит всякое дыхание, взывая: всё творение да благословит Господа и да превозносит Его во все века.

И ныне (богородичен): Явился еси, Христе, воплощаемый неизреченным словом из девственных кровей, по множеству же сострадания в вертепе рождаясь совершенным по естеству человеческому младенцем, звезда же о Тебе издали возвестила персидским мудрецам, с верою зовущим: всё творение да благословит Господа и да превозносит Его во все века

.

Песнь 9-я

В меня облекшиеся Отчее Слово и Девою носимый во чреве, без слияния природ рождается в вертепе. Ликуй, творение, и благодарственными голосами возвещай Его сострадательное к нам сошествие.

Крепостью Твоею, Господи, дела в силе сотворили дочери народа Твоего: Анна, Иудифь, Дебоора, Олда, Иаиль, Эсфирь, Сара Мариам – Моисеева сестра, Рахиль с Ревекою и Руфью. Собор же их венчает многострадальная рода нашего праматерь Ева.

Феогностово: Слезы первой жены ныне отирает Своею рукою от Девы ставшее плотию Слово, и с праматерью нашей всё естество женское радуется, избавляемое от тления и уз.

Правнуки Аврамовы в Вавилоне, будучи премудрыми божественными пророка, возвестили в Духе Родившееся от Авраама и Иуды Божье Слово. По мольбам тех, Иисусе, ущедри всех.

Всё творение освятилось памятью вашей, блаженные, и ныне торжественно к вам взывает и рабски воспевает: Мольбу ко Господу всегда приносите дабы вечных благ причащаться всем воспевающим вас.

УТРЕНЯ
Светилен

Создатель – Солнце Великое, / в Вифлеем устремляется, / дабы Своим воссиянием из Неискусомужной Девы / просветить весь Адамов род. / И предшествует чуду сему светлейшая память праотцов.

На «хвалитех».
Стихиры воскресные гласа (4-ре). И праотцам:

Глас 2: Все совершим ныне память досточтимых праотцов, /воспевая их богоугодное житие, / возвеличившее их (дважды).

Глас 7 (Германа Константинопольского): Придите все, / с верою почтим отцов, / поживших прежде дарования Закона, / Годовую память совершим Авраама и ближних его. / Колено Иуды по достоинству почтим./ И отроков, в вавилонской печи изобразивших Троицу, / прямо придерживаясь пророческих речений, / вместе с Исаией громогласно воспоём: / Се, Дева во чреве приемлет, и родит Сына Эммануила, / что значит «с нами Бог».

Слава, глас 8: Сословие законоучителей Торы / являет божественное во плоти рождество Мессии / и благовествует о благодати, / которая древнее Закона, / верою бо праотцы стали выше Закона. / Посему и плененным в аду душам ныне проповедуют / избавление от тления воскресением Христа. / Господи, слава Тебе!

И ныне (вместо «Преблагословенна»), глас 5: В вещаниях пророков издревле проповеданная Дева Богородица / ныне явилась на земле. / Её возвещают мудрые патриархи и соборы праведников, / с ними же вместе ликует собор благолепных жён: / Сарра, Ревека, Рахиль, / Анна и Моисеева сестра Мариам, / Руфь с Эсфирью / и общей праматерью Евой./ Радуется же весь мир, / все творение почитает Зиждителя и Бога всех, / пришедшего родиться во плоти, / и одарить нас великой милостью.

СИНАКСИС
Тропарь-ипакои; тропарь 1-я праотцам, тропарь храма святого. Слава: Кондак воскресный в текущий глас. И ныне – Богородичен гласа (или Храма Пречистой).

Да будет известно, что начиная с праздника Введения Пречистой тропари и кондаки и каноны Храма Христова опускаются до самого отдания Крещения Христова.

Чтений три:
1-е: Быт. 4:8-24

Прокимен, глас 4: Песнь отцов. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, / славно и прославляемо имя Твоё во веки.
Стих: Ты прав во всем, что сотворил с нами и что навел на нас.

2-е: Колос. 257 зачало византийское.

Аллилуйя:
Стих: Моисей и Аарон среди иереев Его, и Самуил – в числе призывающих имя Его.
Стих: Призывали Господа, и Он внимал им.

3-е: Лк. 76 зач. визант.

Киноник воскресный и праотцам: Радуйтесь, праведники, о Господе. Праведных уместно почитать.

В СЕДМИЦУ
Праздник святых праотцов совершаем седмицу и отдаем в субботу. А потому Октоих – за исключением сред и пятниц – опускаем. В неделю вечера поем одну стихиру праотцов и далее – святого дня, слава и ныне: «Благоукрашайся, вертеп!». По входе – «Аллилуйя» и чтение пророка Иезекииля (а в дни памяти пророков – их чтение после рядового). На стиховне поем стихиры Пречистой дня (те, что помещены на «воззвах»). Слава и ныне: «Благоукрашайся, Вифлеем». Тропари отпустительные с поклонами: «Богородица Дева, радуйся», праотцам (меняем их день ото дня: в понед., четв. – 2-й, а в птн. – 1 –й), святому дня, слава и ныне: «Под Твой покров прибегаем». И так ежедневно, кроме вторника и четверга вечера. В сии дни на вечерни опускаем службу праотцам, а вместо нее поем стихиры крестные Октоиха. Но на «слава и ныне» неизменно на «воззвах» «Благоукрашайся, вертеп!», а на стиховне – «Благоукрашайся, Вифлеем». Тропари отпустительные: Креста, «Богородица Дева, радуйся», святому дня, слава и ныне: Крестобогородичен.

В понедельник на ночном каноне поем не «Бог Господь», а «Аллилуйя» с троичнами текущего гласа. Слава: ин тропарь праотцов. И ныне богородичен «Благодарственную хвалу по долгу». Канон рядовой Минеи, а канон праотцов исполняем либо на литании после утрени (или после заамвонной молитвы Евхаристии), но это – по соизволению настоятеля. непременно же совершаем такую литанию с полным каноном праоцов в субботу – отдавая праздник. На утрени на «хвалитех» одна стихира праотцов и рядового святого. Если же ему нет хвалитных стихир, то берем те, что помещены «на стиховне», но если и их нет, то все стихиры праотцов. На «слава» «Сословие законоучителей Торы», а на «и ныне» – «В вещаниях пророков издревле». На Евхаристическом синаксисе тропарь первый праотцов и святому дня. Слава и ныне – Богородичен гласа. Так совершаем неизменно всю седмицу до субботы включительно, кроме среды и пятницы. В эти два дня на ночном каноне поем «Аллилуйя» и троичны гласа, завершаемые первыми седальнами Октоиха. Хвалитных стихир нет, а на стиховне – Октоиха. Евхаристический синаксис совершаем после 9-го часа, а потому поем тропарь Креста, праотцов и святому уходящего дня. Слава и ныне – отпустительный Богородичен текущего гласа.

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий