Поиск

День памяти Николая Константиновича Рериха.


Создание философии космической реальности – Живой Этики, проведение грандиозной Центрально-Азиатской экспедиции, открытие Института Гималайских исследований «Урусвати», Пакт Рериха и Знамя Мира – все это важнейшие эволюционные действия, предпринятые Рерихами под руководством духовных Учителей, космических Иерархов, которых традиция Индии чтит как Махатм, Великих душ, Риши, великих Мудрецов, владеющих знанием планетарных и Космических законов, обладающих высоким расширенным сознанием. Каждое из этих действий имело важнейшее историческое значение для дальнейшего эволюционного продвижения земного человечества. Роль Рерихов в этом процессе еще мало изучена, но с каждым годом ее понимание углубляется и начинает занимать все более значимое и достойное место в общественном сознании, в международных научных и культурных исследованиях.

В начале ХХ века планета, в соответствии с космическими законами начала переход на новый, более высокий эволюционный виток своего развития. Этот процесс вызвал углубление кризисных явлений во всех сферах человеческой жизни и прежде всего в духовном пространстве самого человека.

В преддверии наступающей Новой Эпохи человечеству необходимо было передать знания, которые объясняли бы суть происходящих эволюционных процессов и связанных с ними глобальных планетарных изменений. Такие знания, имеющие высокий космический источник, передавались человечеству не однажды. В 20-х годах прошлого века они были переданы в форме философской системы Живой Этики через Рерихов – ближайших учеников и сотрудников Учителей, и в первую очередь через Елену Ивановну Рерих. Духовное преображение человека через расширение сознания, повышение уровня энергетики и утончение самой его материи Живая Этика рассматривает как важнейшую цель наступающего эволюционного этапа. Реализация этой цели на Земле стала возможной благодаря уникальному Космическому эксперименту, впервые в истории человечества научно описанному и осмысленному. Эксперимент проводили Космические Иерархи, Учителя, стоящие на высокой ступени космической эволюции. Елена Ивановна Рерих была их ближайшим сотрудником на планете. Итогом эксперимента явилась трансформация энергетики Елены Ивановны и согласование ее вибраций с высоким Космическим ритмом. Таким образом, Е.И. Рерих стала провозвестником следующего, энергетически нового, вида человечества.

Но сегодня в центре нашего внимания Николай Константинович. Один из величайших  деятелей русской и мировой Культуры. Подвижник, художник, ученый, археолог, путешественник, общественный деятель, писатель, поэт, мыслитель – его многогранное дарование  несравненно. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – институт Урусвати, несколько музеев его имени, более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники…

В 1903 г. вместе с Е.И.Рерих совершает паломничество по древним городам России: Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев Польский, Ростов Великий, Москва, Смоленск, Вильна, Троки, Гродно, Ковно, Митава, Рига, Венден, Изборск, Печеры, Псков. Во время этого прощального путешествия по Руси создает серию архитектурных этюдов. Эти произведения (75 работ, выполненных масляными красками) были выставлены в Императорском Обществе Поощрения художеств. В 1904 и 1905 годах они посещают Тверь, Углич, Калязин, Валдай, Звенигород, Тверскую и Новгородскую губернии.

Весьма важная персона мирового уровня, Н.К. Рерих с 1906 по 1918 год является директором Школы Императорского общества поощрения художеств, по делам которой постоянно общается с Великими Князьями и Великими Княгинями. Регулярно делает личный доклад Государю. Имеет чин стацкий советник, это генеральский чин. Живёт в пяти минутах ходьбы от Зимнего дворца. 1909 год избран академиком Императорской Академии художеств. С 1910 года возглавляет художественное объединение «Мир искусства».

Коллекционирует живопись. 22.09.1921 в Эрмитаж из его квартиры было вывезено 215 предметов из его собрания западноевропейской живописи. "Наконец, старинные картины. Грабарь напрасно журит за собирание только голландцев. Были и итальянцы и французы, а главное тянуло Е.И. и меня к примитивам. Это собрание дало нам много радости и перевалило за пятьсот. Где оно?",- вспоминал Н.К. Рерих 24.04.1945. Более 500 полотен старинных голландских мастеров, часть полотен французских и часть итальянских художников – позднего Средневековья, раннего Возрождения. Каким образом он собрал такую дорогостоящую коллекцию? Он вспоминал, как получил одну понравившуюся ему картину Рембрандта. Денег на её приобретение не было. «А дайте мне в замен какую-нибудь Вашу картинку», — сказал антиквар. Поехали в мастерскую, — выбирайте. Антиквар взял понравившееся полотно. — Позвольте, но она еще не закончена! — Закончена! Вы, господа художники, порою только портите свои полотна. Так он и собрал более 500 старинных картин европейских мастеров. В российский период у Рерихов были так же большие японская и китайская художественные коллекции, тысячи оригиналов (то есть — рисунков кистью и тушью), порядка 20 тысяч репродуцированных изображений (то есть, — гравюр). Его коллекция предметов каменного века состояла из более 30 тысяч единиц.

Сегодня Н.К. Рерих – самый «дорогостоящий» русский художник (недавно его полотно «Труды Богоматери» было продано за 12 млн. $) и так было всегда. Упомянутые его 500 картин в сегодняшних ценах, мы можем оценить в сотни млн. $.

И самое главное: женат Н.К. Рерих был на представительнице российского высшего света, правнучке М.И. Кутузова Елене Ивановне Рерих. В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Ей первой он показывал каждую новую картину и высоко ценил ее художественную интуицию и тонкий вкус. Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих озарений Елены Ивановны. Но ее замыслы были не только в его картинах – трудно назвать хотя бы одну область деятельности Н.К. Рериха, где бы их не было. За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и путишествиями будет всегда стоять Елена Ивановна. По свидетельству С.Н. Рериха: «Сотрудничество Н[иколая] К[онстантиновича] и Е[лены] И[вановны] было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».

Не забудем и того, что  для культурных людей, важно, имеет первостепенное значение. Н.К. Рерих учился у Куинджи. В отрочестве его опекал Св. Иоанн Кронштадтский. В круг его общения входили Толстой, Стасов, Вл. Соловьев, Скрябин, Станиславский, Римский-Корсаков, Репин, Васнецов, Роден, Суриков, Шаляпин, Менделеев, Третьяков, Кони, Тагор, Блок, Врубель, Гумилев, Андреев, Серов, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Дягилев, Горький, Ремизов, Лосский, Бехтерев, Н.Вавилов, Эйнштейн, Милликен, Метерлинк, Неру, король Югославии Александр, король Бельгии Альберт…

Учитывая происхождение (представители рода Рериха со времён Петра Великого занимали видные военные и административные посты в Империи); связи и положение в обществе; личное состояние, — это весьма важная персона Российской Империи и всего мира.

Но главное, что мы сегодня можем говорить в открытой печати: Н.К. Рерих входит в ряд тех считанных Сынов Человеческих, которые глубоко понимают истинное значение Культуры, ее определяющую роль в развитии человечества. «Культура покоится на Красоте и Знании», – писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». В этой формулировке заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте. Красота познается человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович увековечивал космические идеи Живой Этики в прекрасных художественных образах.

И вот, человек, который в 1929 сумел построить в Нью-Йорке для своего Музея 29 этажный небоскрёб (он содержал коллекцию из 1000 картин художника, включая сотни картин, созданных за период Центрально-Азиатской экспедиции, уникальные археологические находки, бесценные старинные рукописи. Музей по замыслу художника должен был стать опорой распространения идей защиты Культуры, символизированных Знаменем Мира и закрепленных в Пакте Рериха. Для чего и был подарен Рерихом американскому народу.), в 1925-1928 годах отправляется в Сердце Азии, чтобы совершить Центрально- Азиатскую экспедицию.

Эта величайшая экспедиция ХХ века, постоянными членами которой были Н.К. Рерих, его жена Е.И. Рерих, их сын Ю.Н. Рерих прошла тропами Центральной Азии около 10 000 километров. Шли по великим горам и великим пустыням планеты в период политического переустройства, когда эти места кишели кровожадными бандами. Пригодились ружья, пуленепробиваемые жилеты. Шли высочайшими перевалами, 8 из которых лежат на высоте 6 000 метров, 1 на высоте около 7 000 метров. В Азии всегда в порядке вещей было, что весьма важные персоны, на только женщины вроде китайской принцессы VII века н.э. Уэн-Чинг [Вен-Чин], но и высокопоставленные Ламы, передвигаются на паланкинах. Предполагалось, что и Е.И. Рерих будет путешествовать на этом традиционном средстве передвижения. Но она категорически заявила: «На людях я не поеду!» И весь этот труднейший, опаснейший путь, по высокогорным тропам она совершила наравне с мужчинами верхом. 6.10.27 года на 5 зимних месяцев (по требованию англичан) были остановлены тибетскими властями в 10 днях пути от Лхасы на высоте 4 600 метров, открытой всем ветрам. Стояли в летних палатках. Температура падала до -60С. Во флягах замерзал коньяк. 5 членов экспедиции из тибетцев скончались от сердечных болезней и пневмонии. Из 110 животных каравана 90 погибли от бескормицы. Огромные стаи собак и волков рыскали вокруг. Н.К Рериху тогда было 53 года, Е.И Рерих — 48 лет. У нее было очень больное сердце. Для неё был припасён целый чемодан лекарств…

По окончании экспедиции в июле 1928 г. Н.К. Рерих основывает Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника.

Повторяю: Н.К. Рерих, — один из плеяды великих мировых деятелей Культуры, Е.И. Рерих — философ, писатель, правнучка М.И. Кутузова, принадлежавшая к высшему свету СПб. Каждый задастся вопросом – для чего такие люди, средства которых позволяли, а положение которых обязывало блистать в мировых столицах и фешенебельных курортах, проводить жизнь в роскошных дворцах, старинных замках, на собственных островах, отправились в такое нечеловечески трудное и опасное путешествие? На это предприятие они пошли по требованию самой эволюции рода человеческого, о чем лучше всех написала Л.В. Шапошникова в статье «Земной маршрут космической эволюции». http://lib.icr.su/node/1776

Но и враги этой самой эволюции, враги России, которая с конца XIX века стала лидером этой эволюции, тоже должны высказаться. Сейчас, когда стали доступны документы резидентуры английской разведки в Индии, стало известно, что это английские джентльмены и русофобы руками тибетцев пытались 80 лет назад физически убить Рерихов. Сегодня на Родине их пытаются убить морально российские русофобы. Не джентльмены, — временщики, проходимцы и выскочки.

Л.В. Шапошникова на своей последней пресс-конференции 17 марта 2015 года сказала:

« – Музей имени Н.К. Рериха в Москве многими воспринимается как один из обычных музеев, посвященных творчеству того или иного художника. Но Рерих не только художник. У него есть определенная миссия на нашей планете. Этот момент не все еще осознают, но он главный в деятельности и творчестве Рерихов: и Николая Константиновича, и Елены Ивановны, и двух их сыновей – Юрия Николаевича, ученого-востоковеда, и Святослава Николаевича, художника и мыслителя. Эти четыре человека, работавших на наше будущее, были тесно связаны с Космосом, космической эволюцией. Это сложная система знаний, для передачи которых был необходим человек, способный их усвоить и интерпретировать. Такими людьми были Рерихи, это была главная их миссия. Они передавали высокое эволюционное творчество на нашу планету и, в частности, в Россию. Процесс такой передачи проходит разными путями: и через картины, и через философию, и через литературу, то есть через все творческое наследие Рерихов. Борясь за музей, мы боремся за свою страну.

Работать с наследием Рерихов в нашей стране – это и великий дар, и необходимые условия для выхода России из кризиса. Если наследие Рерихов затоптать, если разрушить музей, связи с космической эволюцией мы поддержать не сможем.

Следы уничтожения уже есть. Нас финансировал меценат, и принадлежащий ему банк был закрыт. Но мы продолжаем работать, работать на страну. Благодаря этому Россия должна войти в новую эпоху. Что эта эпоха собой представляет? В Космосе идет острая борьба между Светом и тьмой, она захватывает и нашу планету. Новая эпоха предполагает новую науку, новое искусство, новую красоту и особенно – новое сознание, которое поднимет нашу жизнь на более высокий уровень».

Н.К. Рериха всегда ненавидели враги России за страстную любовь к Родине. Бездари завидовали беспримерным достижениям в творчестве. Невежды и трусы не могли простить, что он в грозные предвоенные годы предложил мировому сообществу международный договор (Пакт Рериха) в защиту культурных ценностей и поднял над планетой Знамя Мира — символ этого договора, который был подписан невзирая на колоссальное сопротивление. Этого многие не понимали, не принимали и поэтому отвергали. Ещё при жизни Рериха пытались очернить и оклеветать и русские монархисты, и харбинские фашисты, и церковники, и недобросовестные журналисты. Американские бизнесмены и политики, английские, немецкие и японские агенты. Его пытались убить. Но весь мрак отторгался светом сердца Рериха, его деятельностью и правдой жизни.

В наше время на Родине великого нашего гения вся эта ложь была реанимирована. В газетах, в книгах, на телеэкране старая ложь периодически подается как новая сенсация. Будто бы Рерих был врагом России и православия, осуществлял сотрудничество с ОГПУ, вынашивал геополитические планы, стремился создать армию и руководить вооруженными диверсионными отрядами.

В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Н.К. Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Пакт Рериха заключал в себе большое воспитательное значение. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». Эта культурная инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, А. Эйнштейн. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне представителями США и двадцати латиноамериканских государств. Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Н.К. Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.

Признание заслуг в общественной, научной и художественной деятельности Н.К. Рериха ни в коей степени не повлияло на его отношение к Родине. Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт – России. Мысль о возвращении на Родину не покидала Н.К. Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его намерениям не суждено было осуществиться – в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 года, он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали…

На месте погребального костра, перед ликом величественных снежных вершин был установлен большой прямоугольный камень, на котором была высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».

yasko.livejournal.com

Добавить комментарий