Поиск

С улыбкой дивной, несравненной Ты кажешься опять живой…


Автор — smart50. Это цитата этого сообщения

С улыбкой дивной, несравненной Ты кажешься опять живой…

 

 

 

http://foto.infan.ru/img/f/36/-/-6v3WxlcfzQ.jpg

</b>»>

 

 

1827016_RkrasivoIG2PESEmEaErEt50 (295x57, 5Kb)

 (97x51, 3Kb)

 

Джоконда или Мона Лиза
С картины смотрит… Кто она?
То тень лукавства, то каприза,
То грех, то святость в ней видна.

С улыбкой дивной, несравненной
Ты кажешься опять живой…
Полупечальной иль надменной,
С ума сводящей шар земной!

 

 

1827016_MbuIz (436x133, 33Kb)

 

 

http://foto.infan.ru/img/f/59/4/445361_original.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://foto.infan.ru/img/f/38/M/Mona_Lisa_detalle_cara.jpg

 

 

 

 

http://foto.infan.ru/img/f/57/c/cnpqth2c4shd.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://foto.infan.ru/img/f/5/m/monas_c2.jpg

 

 

1827016_RkrasivoIG2PESEmEaErEt50 (295x57, 5Kb)

 (97x51, 3Kb)

 

 

1827016_monalisa0908 (700x418, 295Kb)

 

Тайна по имени – улыбка

 

Знаменитая «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи относится к числу наиболее загадочных портретов в истории мировой живописи. Здесь все тайна: возникновение картины, личность изображенной женщины, необъяснимая изменчивость ее лица. Замечено, что в зависимости от освещения и угла зрения оно выражает абсолютно разные настроения – от легчайшего намека на улыбку до недоброй усмешки. Этой картине размером 77х53 см посвящены сотни книг, тысячи статей, фильмы, спектакли… А тайна все равно остается. Тайна, имя которой – улыбка.

Кто есть кто

«Взялся Леонардо выполнить для Франческо Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись в течение четырёх лет, оставил его незавершенным. Во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, которые удаляли от нее меланхолию и поддерживали веселость. Потому улыбка ее столь приятна».

Это единственное свидетельство о том, как создавалась картина, принадлежит современнику да Винчи, художнику и писателю Джорджо Вазари (правда, ему было всего восемь лет, когда умер Леонардо). На основании его слов вот уже несколько веков женский портрет, над которым мастер трудился в 1503-1506 годах, считается изображением 25-летней Лизы – жены флорентийского магната Франческо дель Джокондо. Так написал Вазари – и все поверили. Но вероятностно, это ошибка, и на портрете другая женщина.

 

 

Mona_Lisa

 

 

Доказательств немало: во-первых, головной убор – вдовья траурная вуаль (между тем Франческо дель Джокондо прожил длинную жизнь), во-вторых, если существовал заказчик, почему Леонардо не отдал ему работу?

Известно, что художник держал картину у себя, а в 1516 году, покидая Италию, увез ее во Францию, король Франциск I в 1517 году заплатил за нее 4000 золотых флоринов – фантастические деньги по тем временам. Впрочем, и ему «Джоконда» не досталась. Художник не расставался с портретом до самой смерти.

В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция д'Авалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Основанием для гипотезы послужил сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается ее портрет работы Леонардо.

В 1957 году итальянец Карло Педретти выдвинул иную версию: на самом деле это Пачифика Брандано, еще одна любовница Джулиано Медичи. Пачифика, вдова испанского дворянина, имела мягкий и весёлый нрав, было хорошо образованна и могла украсить любую компанию. Немудрено, что такой жизнерадостный человек, как Джулиано, сблизился с ней, благодаря чему появился на свет их сын Ипполито.

 

 

resize.php

 

 

В папском дворце Леонардо предоставили мастерскую с подвижными столами и столь любимым им рассеянным светом. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Зрители изумились, нередко пугались: им казалось, что вместо женщины на картине вот-вот возникнет чудовище, какая-нибудь морская сирена. Даже пейзаж за её спиной заключал в себе нечто таинственное.

Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Именно эта загадочная улыбка останавливает, тревожит, завораживает и зовет зрителя, как бы вынуждая вступить в телепатическую связь.

Гений Возрождения

Художники ренессанса максимально раздвинули философско-художественные горизонты творчества. Человек вступил в соперничество с Богом, он подражает ему, он одержим великим желанием творить. Его захватывает тот реальный мир, от которого отвернулось Средневековье ради мира духовного.

Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Он мечтал взять верх над природой, научившись менять направление рек и осушать болота, он хотел похитить у птиц искусство полета. Живопись была для него экспериментальной лабораторией, где он вел постоянный поиск все новых и новых выразительных средств. Гений художника позволял ему увидеть за живой телесностью форм подлинную сущность естества. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство.

 

http://foto.infan.ru/img/f/88/M/Mona-Lisa-Art-2048x2048.jpg

 

 

Детали лица Моны Лизы показывают технику сфумато, особенно тени возле глаз

Техника сфумато давала возможность оживлять пейзажи и удивительно тонко передавать игру чувств на лицах во всей ее изменчивости и сложности.

Сфума́то (итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезающий как дым) — в живописи смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Приём сфумато разработал Леонардо да Винчи в теории и художественной практике.

Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы! Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Кисть его так легка, так прозрачна, что в ХХ веке даже рентгеноскопический анализ не выявит следов ее удара, Сделав несколько мазков, он откладывает картину, чтобы дать ей высохнуть.

Его глаз различает малейшие нюансы: солнечные блики и тени одних предметов на других, тень на мостовой и тень печали или улыбки на лице. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Собственные поиски обнаруживают, что свет обладает способностью искривлять и выпрямлять линии: «Погружать предметы в световоздушную среду – значит, по сути, погружать их в бесконечность».

Портрет Джоконды – подлинный манифест великого художника. В него вложены мучительные усилия гения. В нем воплощен сам дух Возрождения.

 

Картинка 67 из 724

 

 

Сквозь века в ореоле тайны

 

Ее звали Мона Лиза Герардини дель Джокондо, может, Изабелла Гуаландо, Изабелла д'Эсте, Филиберта Савойская, Констанция д'Авалос, Пачифика Брандано… Кто знает?

Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Долгие годы портрет «придворной дамы в прозрачном покрывале» был украшением королевских коллекций. Её видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Людовик ХIII, резвившийся еще ребенком в Большой галерее, где она висела, отказался уступить её герцогу Букингемскому, заявив: «Невозможно расстаться с картиной, которую считают лучшей в мире». Повсюду – и в замках, и в городских домах – дочерей пытались «обучить» знаменитой улыбке.

Так прекрасный образ превратился в модный штамп. У профессиональных художников популярность картины всегда была высока (известно более 200 копий «Джоконды»). Она породила целую школу, вдохновляла таких мастеров, как Рафаэль, Энгр, Давид, Коро. С конца XIX века «Моне Лизе» стали посылать письма с объяснением в любви. И всё же в причудливо складывающейся судьбе картины недоставало какого-то штриха, какого-то сногсшибательного события. И оно произошло!

 

2

 

Справа — самая ранняя копия знаменитой «Джоконды». Существует несколько десятков репродукций «Моны Лизы», выполненных в XVI–XVII веках. Эксперты считают, что обнаруженная копия была сделана с оригинала одним из учеников да Винчи в XVI веке.

21 августа 1911 газеты вышли под сенсационным заголовком: «Джоконда» украдена!» Картину энергично разыскивали. О ней горевали. Опасались, что она погибла, сожженная неловким фотографом, снимавшим ее при помощи магниевой вспышки под открытым небом. Во Франции «Джоконду» оплакивали даже уличные музыканты. «Бальдассаре Кастильоне» кисти Рафаэля, установленной в Лувре на месте пропавшей, никого не устраивал – ведь это был всего лишь «обыкновенный» шедевр.

«Джоконду» нашли в январе 1913 года спрятанной в тайнике под кроватью. Вор, бедный итальянский эмигрант, хотел вернуть картину на родину, в Италию.

Когда кумир столетий вновь оказался в Лувре, писатель Теофиль Готье язвительно заметил, что улыбка стала «насмешливой» и даже «торжествующей»? особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Публика разделилась на два враждующих лагеря. Если для одних это была лишь картина, пусть и отличная, то для других – едва ли не божество. В 1920 году в журнале «Дада» художник-авангардист Марсель Дюшан пририсовал к фотографии «загадочнейшей из улыбок» пышные усы и сопроводил шарж начальными буквами слов «ей невтерпеж». В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства.

 

d_01

 

Главная тайна

 

Главная тайна Джоконды скрыта в ее улыбке. Как известно, улыбки бывают разные: счастливые, печальные, смущенные, обольстительные, кислые, язвительные. Но ни одно из этих определений в данном случае не годится. В архиве музея Леонардо да Винчи во Франции хранится множество самых разнообразных толкований загадки знаменитого портрета.

Некий «специалист широкого профиля» уверяет, что изображенная на картине особа беременна; ее улыбка – попытка уловить движение плода. Следующий настаивает, что улыбается она своему возлюбленному… Леонардо. Кто-то вообще считает: на картине изображен мужчина, поскольку «его улыбка очень привлекает гомосексуалистов.

По мнению британского психолога Дигби Квестега, сторонник последней версии, в этой работе Леонардо показал свою латентную (скрытую) гомосексуальность. Улыбка «Джоконды» выражает широкий диапазон чувств: от смущения и нерешительности (что скажут современники и потомки?) до надежды на понимания и благосклонность.

С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит в полнее убедительно. Вспомним, однако, что нравы эпохи Возрождения были куда более раскрепощенными, чем нынешние, и Леонардо вовсе не делал тайны из своей сексуальной ориентации. Его ученики всегда были скорее красивы, нежели талантливы; особым же расположением пользовался его слуга Джакомо Салаи.

 

 

Ещё одна схожая версия? «Мона Лиза» — автопортрет художника. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения!.. Но тогда и улыбка Джаконды – его улыбка.

Подобная загадочная улыбка была и в самом деле присуща Леонардо; о чем, например, свидетельствует картина Вероккьо «Товия с рыбой», на которой архангел Михаил написан с Леонардо да Винчи.

Высказал своё мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): «Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника».

Идею основоположника психоанализа позднее поддержал Сальвадор Дали:

«В современном мире существует настоящий культ джокондопоклонства. На Джоконду много раз покушались, несколько лет назад даже были попытки забросать её каменьями – явное сходство с агрессивным поведением в отношении собственной матери.

Если вспомнить, что писал о Леонардо да Винчи Фрейд, а так же все, что говорят о подсознании художника его картины, то можно без труда заключить, что, когда Леонардо работал над Джокондой, он был влюблён в свою мать. Совершенно бессознательно он писал новое существо, наделенное всеми возможными признаками материнства.

 

 

foto

фото smart50

 

В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Весь мир увидел и все ещё видит сегодня в этой двусмысленной улыбке вполне определённый оттенок эротизма. И что же происходит со злополучным беднягой-зрителем, находящимся во власти Эдипова комплекса, то есть комплекса влюбленности в собственную мать?

Он приходит в музей. Музей – это публичное заведение. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. И вот в том самом борделе он видит изображение, которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей.

Мучительное присутствие собственной матери, бросающий нежный взор и одаривающей двусмысленной улыбкой, толкает его на преступление. Он хватает первое, что подвернулось ему под руки, скажем, камень, и раздирает картину, совершая таким образом акт матереубийства».

Окончательный диагноз

Улыбка Джоконды почему-то особенно не дает покоя врачам. Для них портрет Моны Лизы – идеальная возможность потренироваться в постановке диагноза, не опасаясь последствий врачебной ошибки.

Известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. В своей практике он даже назвал этот паралич «болезнью Моны Лизы», видимо, добиваясь психотеропевтического эффекта за счет внушения пациентам ощущения причастности к высокому искусству.

Один японский врач абсолютно уверен в том, что у Моны Лизы был высокий уровень холестерина. Свидетельство тому – типичной для подобного недуга узелок на коже между левым веком и основанием носа. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась.

 

 

 

Джозеф Борковски, американский стоматолог и эксперт по живописи, считает, что женщина на картине, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. «Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы», — утверждает эксперт.

Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь? Нейрофизиолог Гарвардского университета Маргарет Ливингстон полагает, что причина тому – не магия искусства Леонардо да Винчи, а особенности человеческого зрения: появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека.

Существует два типа зрения: центральное, ориентирование на детали, и периферическое, менее отчетливое. Если вы сосредоточены не глазах «натуры» или пытаетесь охватить взглядом все ее лицо – Джоконда вам улыбается. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться «нарисовать рот, не глядя на него». Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо.

 

viewmorphing

 

Некоторые практикующие психологи говорят, что Секрет Моны Лизы прост: это улыбка самой себе. Собственно, следуют советы современным женщинам: подумай, какая ты замечательная, милая, добрая, неповторимая – ты стоишь того, чтобы радоваться и улыбаться себе. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой, идущей из глубины души. Улыбка смягчит твое лицо, сотрет с него следыусталости, неприступности, жесткости, которые так отпугивают мужчин. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы.

 

http://www.softmixer.com/2012/04/blog-post_7329.html

 (97x51, 3Kb)

 

 

http://foto.infan.ru/img/f/18/c/c8915078469ab79f95c19755d4f51538.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://foto.infan.ru/img/f/91/l/leonardo_da_vinci_512_battesimo_di_cristo.jpg

 

 

 

 

 

http://foto.infan.ru/img/f/27/8/800481221190c8ed071632984m750x740ua864a.jpg

 

 

 

 

http://foto.infan.ru/img/f/89/8/8vAAYyEDzoQ.jpg

 

 

 

 

http://foto.infan.ru/img/f/8/L/LEONARDO_da_Vinci18.jpg

 

 (97x51, 3Kb)


 

1827016_0a027050756e2bb6cbbca5e941c5b453 (270x96, 23Kb)

 

 

http://foto.infan.ru/img/f/88/M/Mona-Lisa-Art-2048x2048.jpg

 

 

Прощай, Мона Лиза: французский ученый рассекретил Леонардо да Винчи

Портрет Моны Лизы скрывает изображение совершенно другой женщины. С таким сенсационным заявлением выступил французский исследователь Паскаль Котт. Он утверждает, что с помощью собственного метода в течение 10 лет изучал шедевр Леонардо да Винчи и обнаружил под видимым слоем краски портрет женщины, абсолютно не похожей на Мону Лизу. Правда, многие эксперты не согласились с выводами Котта. Есть ли у Джоконды новые секреты?

На месте Моны Лизы должна была быть другая женщина: к такому сенсационному выводу пришел французский ученый Паскаль Котт. В 2004 году Лувр дал ему разрешение на исследование величайшего шедевра всех времен и народов – "Моны Лизы" или "Джоконды" Леонардо да Винчи. Паскаль изучал полотно с помощью направленных вспышек света. Французский ученый объясняет: это уникальный, изобретенный именно им метод, который позволяет рассмотреть каждый живописный слой на холсте.

"Сейчас мы можем проанализировать, что именно происходит под каждым из слоев краски, и мы можем чистить, словно лук, все слои картины, — рассказывает Паскаль Котт. — И мы можем восстановить всю хронологию создания картины".

Вывод Паскаля: под Моной Лизой написан портрет совсем не похожей на Мону Лизу женщины. У нее выше лоб, крупнее нос и руки и самое главное — нет знаменитой загадочной улыбки.

Известно, что полотно Леонардо писал на заказ несколько лет, примерно с 1502 года. Глядя на портрет Лизы Герардини, жены торговца шелком из Флоренции, Паскаль Котт заявляет: это и не Лиза вовсе, а кто — неизвестно. "Результат разрушает многие мифы и меняет наш взгляд на шедевр Леонардо навсегда", — говорит ученый.

Паскаль смог и реконструировать портрет незнакомки. Получилось, что это вполне гламурная итальянка, которая, и правда, отличается от Джоконды. "У меня нет сомнений в том, что это действительно одна из историй века", — призанется Снхр Андрю историк Андрю Грэхэм-Диксон.

Паскаль шел к своему сенсационному открытию долгих 10 лет. История умалчивает, сколько именно вспышек света было послано им в сторону полотна на протяжении этого времени, сколько раз он включал и выключал свой потрясающий прибор, чистил виртуальную луковую шелуху, с которой так метко сравнил живописные слои.

"Никакой сенсации нет, — считает в свою очередь реставратор, проректор по научной работе Петербургской Академии художеств Юрий Бобров. — Такая камера, которая снимает в нескольких диапазонах, использует ультрафиолетовый и инфракрасный ближний, используется в Эрмитаже, Третьяковке, да всюду — и используется давно. Для получения информации о нижележащем изображении требуется несколько минут. Вызывает удивление, что нашим коллегам понадобилось 10 лет на то, чтобы узнать, что под Моной Лизой есть нижележащее изображение".

Не только Леонардо записывал свои холсты. Почти все художники это делают — иногда нет денег на холст, иногда мастер недоволен совей работой. Примеров масса. Кроме того, ученые говорят, что пока говорить об открытии невозможно, ведь Паскаль еще не предоставил научному сообществу ни результатов спектральных анализов краски, ни снимка этого самого низлежащего красочного слоя.

Возникает и еще один вопрос. В Лувре есть огромный отдел, который как раз занимается экспертизами, снабженный самой лучшей техникой. Зачем же понадобилось "Джоконду" отдавать человеку со стороны для исследования, картину всех времен и народов. Складывается ощущение, что Паскаль просто пиарит свой не совсем уникальный метод, а Лувр почему-то смотрит на это благосклонно. Кстати, главный музей Франции эту ситуацию не комментирует.

 

http://www.vesti.ru/doc.html?id=2695926

 (97x51, 3Kb)

 

1827016_6v3WxlcfzQ (494x700, 328Kb)

 

1827016_96953809_3085196_z4f097480ce5ee (495x40, 19Kb)

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий