Поиск

Брюллов Карл Павлович. "Портрет графини Самойловой… [1839-1840]


Автор — Ела2012. Это цитата этого сообщения

Брюллов Карл Павлович. «Портрет графини Самойловой… [1839-1840]

20.jpg
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини
1839-1840.
Холст, масло. 249 х 176.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург

Достижения Карла Брюллова в портретной области признавались безусловными и неоспоримыми, в том числе и такими суровыми критиками, как Владимир Стасов и Александр Бенуа. К лучшим образцам брюлловского парадного портрета принадлежат изображения графини Юлии Павловны Самойловой – идеала всей его жизни.

Карл Брюллов преклонялся перед этой женщиной с первого дня их встречи в Италии до последнего своего вздоха, перед той, которую за вольность взглядов, за независимость поведения недолюбливал самодержец всероссийский Николай I, дальний ее родственник.

В трудную для Брюллова пору краха личного счастья и травли со стороны придворных кругов Самойлова приехала из Италии (в 1839 г.), чтобы поддержать своего друга. Презрев мнение света, она окружила художника нежным участием, увезла его в свое имение около Павловска – Графскую Славянку. Это был прямой вызов двору, находившемуся в Павловске и видевшему, как вереницы гостей едут к Самойловой. Брюллов начал писать портрет, который снова должен был показать всем его идеал в жизни и в искусстве. «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини», – пик творчества Брюллова-портретиста.

Красный взвившийся занавес очищающим пламенем отделяет, отрезает Юлию от кипящей позади шутовской карусели маскарада, от возвышающегося над однообразной пестротой фигур султана, от склонившегося к нему Меркурия, услужливого посла, указывающего жезлом на уходящую прочь красавицу. Прекрасное лицо графини открыто – не только освобождено от маски, но открыто всякому движению искренней, страстной души, на нем запечатленной: она покидает этот маскарад жизни, где каждый пытается выдать себя не за того, кто он есть на самом деле.

Второе название портрета – «Маскарад» – соответствует подтексту, второму, главному плану замысла художника. В этом мире лжи Самойлова, полная человеческого достоинства, пренебрежительно скинувшая маску, гордо демонстрирует свою непричастность к лицедейству света.

Вскоре Юлия покидает Россию. Брюллову будет больше не суждено увидеться с нею.

Вместе со «Всадницей» и «Портретом Ю.П. Самойловой с Джованниной Пачини и арапкой», создававшимися во время работы над знаменитой «Помпеей», этот портрет образует своего рода триптих, посвященный знаменитой красавице.

http://www.rodon.org/

Серия сообщений «Портрет«:

Часть 1 — Серов Валентин Александрович «Портрет М.К.Олив»
Часть 2 — Серов Валентин Александрович. «Девушка, освещенная солнцем» 1888

Часть 44 — Кустодиев Борис Михайлович. «Николай II » 1915
Часть 45 — Брюллов Карл Павлович. «Портрет баснописца И.А.Крылова» 1839
Часть 46 — Брюллов Карл Павлович. «Портрет графини Самойловой… [1839-1840]

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий