Поиск

Матф.18:15-18:


Матф.18:15-18: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».

Последнее предложение в данном отрывке является ключевым, так как предоставляет апостолам (и их преемникам в Церкви) власть «вязать и решить» все спорные вопросы в христианской общине. И эти ключевые слова важно читать в контексте: речь шла о власти Церкви (в лице ее священства) давать официальные ответы на вопросы, возникающие в среде христиан. Этот официальный ответ имеет силу закона не в силу того, что он «правильный» ответ, а именно в силу того, что изрекшая его инстанция имеет власть принимать решения. Заметим, что Христос не сказал «все, что вы свяжите на земле, то и на небе будет связано, если то будет Мне угодно». Нет! Никаких оговорок. Внимательное чтение отрывка должно поразить нас! Не божественная воля предшествует решениям пастырей Церкви (который всего лишь «инструменты» в руках Бога, как представляют это крайние фаталисты и протестанты). Нет, все наоборот: все, что решит Церковь – будет тут же безоговорочно принято и на небесах. «Все что вы решите на земле – будет утверждено небесами». Христос наделяет апостолов и их преемников безусловными и весьма самостоятельными полномочиями. Именно в этом контексте следует рассматривать два вопроса:
1. Вопрос о сакраментальной «действительности» несправедливых решений носителей власти Священства. Многие протестантствующие «православные» и сегодня готовы объявить «ничего не значащими» благословения или запрещения священников или архиереев, если эти решения кажутся «необоснованными» или даже «неканоничными». Но вот мы видим святителя Иоанна Златоуста, несправедливо лишенного сана и сосланного в Кукуз. Прибыв туда, он встречает почет и уважение тамошних клириков, которые готовы предоставить ему право совершить Евхаристию. Но что же делает Златоуст? – Он принимает у священника его белую одежду (но не литургические ризы!) и просит этого священника, чтобы он преподал ему (Златоусту) причастие Святой Евхаристии! Он не только не дерзнул сам совершить Таинство, но даже не дерзнул сам себя лично причастить (как это делается священником), а принял Евхаристию из рук иерея, как мирянин. И при этом он всегда говорил, что признает совершившееся над ним насилие несправедливым и неканоничным. Т.е. мы видим, что Златоуст признает совершившееся его низложение сакраментально действительным, но юридически незаконным. Поэтому до законного пересмотра его дела (на которое он рассчитывал, подав апелляцию в Рим) он не священнодействовал как священник (признавая сакраментальную действенность принятых о нем несправедливых решений церковной иерархии), но обвинения, воздвигнутые против него, признал неосновательными.
2. В этом же контексте должен быть рассмотрен и вопрос о так называемой «папской непогрешимости»: Она рассматривает вопрос не с точки зрения умозрительной идеальности принятого решения или вероопределения, а с точки зрения сакраментальной силы. Даже если епископ (и тем более – епископ Рима) в чем либо умозрительно погрешил, то все равно для Церкви эти решения носят обязательный и безусловный характер, пока не будут отменены или исправлены надлежащим образом. Вопрос, «поведанный Церкви», по словам Христа, и получивший официальное «решение» (путем ли «запрещения», путем ли «разрешения»), считается решенным, даже если это решение кого-то не устраивает (обоснованно или необоснованно – не важно). Причем это касается любого решения носителя сакраментальной власти. «Официальным» является то, что сказал священник в силу своего сана и опираясь на свой сан (так сказать, ex cathedra). Не сказано ведь, «что свяжите на соборах» или «на епархиальных советах», но речь идет о личном авторитете носителя священной власти.

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий