Поиск

ὁμοοῦσιος [единосущный] у Василия Великого


Лучше всего рассуждает на эту тему Василий Великий в письме к монахиням № 48 (52), где он:
1. Устанавливает порядок бытия Божественных Персон: Сын и Дух – из Отца, но по порядку бытия Дух последует за Сыном (хотя и вневременно).
2. Четко заявляет, что понятие «единосущный» не подразумевает некую сущность, предшествующую Отцу: «Отцы, собравшиеся по делу Павла Самосатского, отвергли термин «единосущный» как не совсем удачный. Они говорили, что это слово заключает в себе понятие о сущности и о том, что [происходит – арх.Ф.] из сей сущности. Посему уже подвергшаяся разделению на части сущность дает наименование «единосущного» тем частям, на которые она, сущность [οὐσία], разделена. Но такая мысль уместна лишь при рассуждении о меди и монетах, сделанных из меди. В рассуждении же Бога Отца и Бога Сын не усматривается такой сущности, которая бы была первоначальной для Них Обоих и выше Их. Ибо что может быть первоначальнее Нерожденного? Да и такая хула уничтожила бы веру в Отца и Сына, которые оказались бы [в случае предшествующей Отцу некой Сущности – арх.Ф] братьями друг другу», ввиду происхождения их из некой предшествующей Им Обоим сущности. Поэтому Василий подчеркивает, что Сын рожден не из безликой сущности, а именно «из сущности Отца».
3. Василий показывает, что термин «единосущный» отражает тождество сущности как в братьях, так и в Причине и тем, что порождено причиной. «Причиной» же является не сущность, а Лицо Отца.
4. Термином «единосущный» ортодоксами «вводится совершенное понятие о Лицах» как о Живых Персонах, чем и «исправляется зло, сделанное Савелием», так как термин «единосущный» «уничтожает тождество Ипостасей», т.е. их отождествление в Одну Личность (Персону). Ибо «единосущное – это не то, что едино с самим собою, но иное с чем-то иным» единое по порядку сущности, а не лица.

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий