Поиск

Человек или индивидуум?


«Человек – мера всех вещей». К сожалению, эту гному Протагора многие поняли неверно. Между тем ее можно понять и во вполне универсалистическом смысле: человек – как природа (ибо имя «человек» обозначает не субъекта действующего, а природу определенную) является мерой своих поступков. Это значит то же самое, чему учили отцы Церкви, переработав платонические мысли об «идеях» как о «парадигме» всех вещей. Максим Исповедник говорил о «логосах каждой вещи». Все подлинные вещи имеют «логос», предвечно сотворенный в Боге, но воплощенный в определенное время в истории. Эти «логосы» суть как бы «генетические коды» «вещей»; в них заложена вся законодательная и природная «информация» и программа для будущих поступков (задание для «тропоса», т.е. «пути» или «дао» жизни). Но человек, как существо свободное, может идти вопреки богозданнных «логосов» (в т.ч. и вопреки «логосу» собственного бытия) и творить вокруг себя мир иллюзий – мир «логосов фантазий» по словам Максима. Эти «фантастические логосы» тоже получают свое осуществление в «вещах» материального мира, т.е. становятся вполне ощутимыми реалиями истории. Но их беда в том, что они не укоренены в Ипостасном Логосе Отца, т.е. в Первологосе всего, а значит, они обречены на осуждение «в конце времен», сколь бы прочно они ни утвердились «в этом мире» и «на долгое время».
Так вот, «человек» – это определение не субъекта, а природы, определяемой вложенным в нее при сотворении «логосом». Этот «логос» является объективной реальностью, потому что он общий для всех субъектов, носителей данной природы. А значит, любой субъект (индивид) этой природы обязан исходить из «параметров», выставленных «логосом». Если каждый субъект человеческой природы будет исходить из общего для всех людей «логоса человеческой природы», то все люди, живя в согласии с законами естества, вложенными в нас Богом, обретут подлинный смысл и цель своего бытия. В этом смысле «человек» (природный логос) является «мерой» всех его поступков и всех вещей, с коими он соприкасается в жизни.
Но постмодернистское общество отказалось от критерия объективности, а значит, стало отрицать объективные основания для поступков и жизненных принципов. Вместо человека поставили индивида с его страстями, лишенного корня и фундамента, на зыбком основании «личных чувств и пожеланий». Постмодернизм провозгласил: «Индивид есть мера всех вещей». Это уже прямая апология сатанизма, потому что именно сатана хотел, чтобы человек сам из себя «определял», что хорошо, а что – плохо. Лишив человека объективных критериев добра и зла, современная «культура» имеет подлинно сатанинский характер.

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий