Поиск

Парадоксы униатского богослужения


И Тафт, и другие отцы из восточно-католических обрядов, находящихся в единстве с Римским Престолом, любят декларировать свою верность византийскому обряду, которая, якобы, не имеет ни малейшего отношения к вопросу о церковном расколе с Римом с 1054 года. Вот как эту формулу византийского обряда в Римской Церкви озвучил кн. о. А.Волконский:

«Восточные обряды не составляют принадлежность только тех Церквей, которые отказались признавать папское главенство. Они существовали еще тогда, когда Восток жил общей жизнью с Западом. Формы византийской литургии определились задолго до Фотиева раскола. Литургии Василия Великого и Златоуста служились аж целых пять веков до раскола» (Католичество и Священное Предание Востока. С. 32. Скан книги можно скачать тут: http://www.unavoce.ru/library/RusCath/index.html).

Но в том то и дело, что существующий ныне литургический формуляр развился уже не просто после Фотия, а далеко и после 1054 года. Даже более того! После паламитской победы в Византии. Автором этого формуляра является Филофей Коккин – Константинопольский патриарх XIV века. И у «униатов» (т.е. тех, кто из Византийских Церквей перешел под омофор Рима), и у «восточного обряда» в Римской Церкви (Восточно-Католические Церкви) одна проблема: они служат по формуляру, созданному «схизматиками» (т.е. уже в состоянии «схизмы» с точки зрения Рима), так как византийский формуляр дофотиевского периода до нас не дошел или дошел в обрывочном состоянии. Все, существующие сегодня Типики византийского обряда так же принадлежат не только к post-Фотиевскому, но и к post-Керуллариевскому периоду. А дошедшие до нас Типики и формуляры Евхаристии, датируемые хотя бы докерулариевским временем, увы, не используются и в самом «византийском обряде» в Римской Церкви. Греко-латиняне служат по «нашим» современным формулярам. Так даже Пий Х (разумеется, по миссионерским соображениям) предписал, чтобы для обращающихся к единству с Римской Церковью россиян был сохранен действующий у них «восточный» обряд в безусловной неприкосновенности, nec plus, nec minus, nec aliter. А было бы интересно восстановление более древнего – именно дофотиевского – богослужения. Что, если рассуждать логично, было бы более уместно для «восточного обряда» в рамках Римской Церкви.

© архимандрит Феогност (Пушков).

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий