Поиск

«Бойтесь данайцев, дары приносящих»


Давно возникло  желание поговорить об одном странном, на мой взгляд,  явлении в нашей общественной жизни. Сразу оговорюсь, что это моё личное мнение, на истину в последней инстанции не претендую,  да и  кто может на неё претендовать?..
Новомодное слово «толерантность», которое в 90-е годы вдруг внезапно вошло в наш лексикон, и которое употребляли все кому не лень, к месту и не к месту, вообще-то сейчас в России приобрело негативный оттенок. По крайней мере, многие наши политики, политологи,  публицисты если и произносят его, то скорее с иронией. Потому что с этим словом у нас стали ассоциироваться некие западные «ценности», которые мы, возможно, в силу нашей дремучести оценить не можем и потому сопротивляемся их внедрению в нашу жизнь.

Речь идёт о таких прелестях, как гомосексуализм, лесбиянство, однополые браки, гей-парады, странные нормы ювенальной юстиции, по которым детей приучают доносить  на своих родителей  и могут легко разлучить с ними, и т. д., и т. п.  И вот то самое слово «толерантность» употребляется как индульгенция, оправдывающая попытки внедрения всего этого замечательного набора, как блестящая фольга для обёртки таких «подарков». Но мы всё ещё сопротивляемся, не спешим подарки принимать. Ведь ещё Гомер сказал «Бойтесь данайцев, дары приносящих».
В России в последнее время  уже и шутка даже такая появилась «Я нормальный мужик, я не толерантный».  И в то же самое время у нас на местах, и в Кабардино-Балкарии, в частности, сплошь и рядом проходят «круглые столы», семинары, тематические вечера, темой которых является «воспитание  толерантности». В прошлом году, например,  такие мероприятия проходили в различных учебных заведениях, общественных организациях. Так в одном ВУЗе  темой подобного  заявленного семинара было «Воспитание толерантности у молодого специалиста». Если вспомнить о «толерантных» ассоциациях, о которых я говорил,  звучит вообще неоднозначно. Мне кажется, в ВУЗах будущим молодым специалистам больше должны профессиональные навыки прививать.

Представители национально-культурных центров в Нальчике тоже недавно  на «круглом форуме» о «воспитании толерантности» говорили. А не лучше ли о своих красивых обычаях и нравственно-моральных законах вспомнить, да заодно посмотреть, как они с этой внедряемой «толерантностью» соотносятся?  
И мне непонятно, то ли организаторы подобных мероприятий не чувствуют фальши в заявленных темах, то ли не видят, что вообще другое время сейчас в стране — непростое время. И общественное мнение  сейчас далеко не во всём приветствует так называемые толерантные подходы. А может планы  составляются по инерции, по образцам минувших лет? Ведь потом можно галочку поставить – полезное, нужное  мероприятие провели.  
Давайте вообще разберёмся, что такое толерантность.  Толера́нтность (от лат. tolerantia -терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Википедия утверждает, что толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
Но позвольте, если религиозный экстремист и террорист убивает людей за то, что они не согласны с его мировоззрением и ему подобных, должен ли я относиться к нему толерантно? То есть терпимо, если по-русски говорить. Уголовное преследование за гомосексуализм в России отменили, и я могу даже терпимо отнестись к психическим и физиологическим отклонениям  представителей сексменьшинств. Да, я считаю это отклонениями, типа врождённой болезни, и пусть, кто хочет, называет меня гомофобом, я это оскорблением не посчитаю.  Но когда эти представители выходят на гей-парады, пропагандируя тем самым свою ориентацию, – должен ли я относиться к этому толерантно и ратовать за разрешение таких акций? Помнится, в своё время бывший мэр Москвы Юрий Лужков в ответ на многочисленные упрёки европейских правозащитников  очень нетолерантно заявил, что готов разрешить гей-парад в Москве, но только  один раз в году – 2 августа, в День Воздушно-десантных войск.

А вот автор детективов Людмила Улицкая под предлогом  воспитания «толерантности» у школьников решила запустить новый проект – издание серии книг  «Другой, другие, о других». В них детям расскажут, как многообразен мир, но помимо всего прочего известный писатель Людмила Улицкая поведает о таком «прекрасном» явлении как гомосексуализм и об истории однополых браков на примерах некоторых африканских племён.  Кстати, цикл этих уроков толерантности рассчитан на учащихся 10-12 лет. Нужно ли  нам такое воспитание и просвещение?  Я что-то в этом сомневаюсь. 
И не надо повсеместно подменять толерантностью другие действительно хорошие понятия: дружбу народов, уважение к чужим обычаям и  традициям, почтительное отношение к различным конфессиям (но не к религиозно-экстремистским сектам). И слово «терпимость», как можно перевести «толерантность», наверное,  здесь тоже не очень уместно. Как верно подметил в одной публикации мой коллега Эдуард Биттиров, нам теперь предлагают терпеть друг друга, а раньше призывали уважать и любить.  
И вообще, как-то ретиво в последние годы мы стали внедрять в свою жизнь чуждые нам ранее  понятия, явления. Особо бурно этот процесс происходит в молодёжной среде, конечно, не без влияния Интернета и всеобщей компьютеризации. Научно-технический прогресс – это, конечно,  благо, ведёт к развитию нашей цивилизации,  использование Интернета может приносить людям очень много пользы. Но кто-то в Интернете находит ответы на интересующие вопросы, знакомится с лучшими образцами мировой культуры, а кто-то ищет порноролики, тратит уйму времени на игры в режиме он-лайн. Из Интернета, из социальных сетей к нам пришло такое явление, как флешмобы. И не только пришло, а повсеместно распространяется. Причём, что интересно, такие молодёжные  акции теперь организовывают вроде бы вполне серьёзные и солидные организации. Может быть, это делается по принципу – если движение нельзя остановить, то его можно возглавить? Опять же, давайте разберёмся, что такое флешмоб в его изначальном, классическом, так сказать, понимании.
Флешмоб (от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут люди с серьёзным видом выполняют заранее оговорённые действия абсурдного содержания и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало.
Вообще, такое определение уже как-то настраивает на негативное восприятие нового явления. Обратите внимание на эти слова – «действия абсурдного содержания». Вот так зарождались флешмобы в молодёжной среде США и западных европейских  стран. Видимо, у нас абсурдному содержанию решили придавать смысл? Сплошь и рядом теперь можно услышать — позавчера провели флеш-моб в поддержку того-то, вчера флешмоб против чего-то.  Между прочим, одним из постулатов классического флешмоба являлся отказ от освещения в СМИ. А также провозглашался ряд принципов. Например,  спонтанное действие участников — должно сложиться впечатление, что мобберы — такие же случайные прохожие, как и все. Сценарий должен иметь абсурдный характер (действия мобберов не должны поддаваться логическому объяснению, за исключением танцевального флешмоба). Флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех (все участники должны делать все с серьёзным видом). А у нас недавно повальный смех вызвало размещение в сети такого объявления, вывешенного в одном российском ВУЗе: "Всем, записавшимся на флешмоб в деканате, явиться завтра в 10:00. Форма одежды — белый верх, чёрный низ, всем выучить гимн России и гимн Кубани".

Первый флешмоб состоялся в 2003 году в США, в Нью-Йорке. Вскоре это новое явление распространилось во многих странах, пришло и к нам в Россию.  В настоящее время само слово «флешмоб» стало нарицательным, и им начали называть любую акцию, в которой участвует некоторое количество человек. Конечно, нынешние флешмобы уже далеки от классических провозглашённых принципов, среди которых были, в том числе, нарочитая аполитичность, отказ от рекламы чего-либо. Сейчас, наоборот, флешмобы всё больше приобретают политический оттенок. Вот, например, в Киеве был проведён флешмоб под лозунгом «Не покупай российское!».  Теперь флешмобы, участники которых собираются, как правило, после кличей, брошенных в Интернете в социальных сетях,  можно рассматривать и как вполне подходящий инструмент для массовых акций протеста, на них вполне могут рассчитывать организаторы и идейные вдохновители «оранжевых революций».
Мне могут возразить, что флешмобы могут быть действенным оружием и против таких вдохновителей. Возможно. Но стоит ли тогда такие акции называть флешмобами? Может, кто-то не заметил, что мы сейчас находимся практически  в состоянии «холодной войны» с Западом. Западом в геополитическом смысле. Вам не кажется, что, например, «флешмоб против санкций в отношении  России» даже звучит как-то диковато?  Кстати, вся терминология флешмобов англоязычная. Я ничего не имею против языка Шекспира, Диккенса, Байрона и Оскара Уайльда. Но они тоже таких слов не знали, как афтерпати, моббер, мобстер, пардускер, струксы, фаршер, эмачи. Это всё термины, используемые участниками флешмобов. Вы хотите узнать значение этих слов? Да оно вам надо? Мне порой  кажется, что скоро у нас пожилые люди, которые до сих пор не пользуются компьютерами и не сидят часами в Интернете, скоро перестанут понимать и язык наших СМИ, которые повсеместно стали употреблять неологизмы из всемирной сети, имеющие, в основном, англоязычное происхождение.    Английский язык – замечательный, красивый язык, я его люблю, но русский язык уж никак не беднее. Если расценивать распространение флешмобов, как одну из либеральных ценностей, то давайте вспомним слова известного русского либерала, писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите чистоту языка как святыню! Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Вот недавно у нас в Нальчике в Атажуканском саду провели очень даже хорошее мероприятие, организованное обществом книголюбов. Сначала состоялся флешмоб на тему «Любите книгу» с целью вернуть молодёжи интерес к чтению. А затем буккроссинг организовали. Для тех, кто не знает, что это за зверь такой «буккроссинг», я поясню – это обмен книгами. Участники акции приносили из дома книги, которые по какой-то причине больше не хотят держать в своей библиотеке и оставляли в специально установленных шкафах, на лавочках, любой желающий  мог взять заинтересовавшую его книгу. Неплохое начинание – но обязательно ли это флешмобом с  буккроссингом называть?
Мне вспоминается старый фильм «Даки-2». Когда римляне завоевали царство даков, они решили провести в столице царства Сармизегетузе акведуки. Один искусный мастер из даков, которому предложили поработать над их сооружением вместе с римлянами, отказывался и даже слышать не хотел этого чужеземного слова – «акведуки».   Когда ему объяснили, что это трубопроводы для воды, он согласился, гордо заявив римлянам, что даки раньше римлян такие трубопроводы делать умели.
Безусловно, молодёжь нужно воспитывать в патриотическом духе, нужно противостоять её духовному растлению. Так может нам для этого лучше не флешмобы проводить, а песенные фестивали, спортивные состязания.   И давайте как-то поаккуратнее и осторожнее  с толерантностью, да флешмобами с буккроссингами.

Олег ЛУБАН  

olegluban

Добавить комментарий