Поиск

Творчество бытия


Казалось бы, мир так легко делится на две части: Восток и Запад, цивилизация и дикость, прошлое и настоящее, добро и зло, мужчина и женщина. В действительности же любое разделение – это грубое исполосовывание жизненной плоти лезвием, которое ничего кроме шрамов и ран после себя не оставляет. Может быть, именно поэтому пограничный взгляд Педро Альмадовара, несмотря на кажущуюся гротескность, исполнен невыразимой сокровенности.
Мир женщин и женских переживаний всегда интересовал режиссера, его умение раствориться в нем, понять и насладиться им – это суть каждой из картин испанского бунтаря. Но в этом ряду лично для меня «Возвращение» (2006) стало концентрацией эстетических взглядов режиссера и наиболее полно выразило его понимание женской природы.

Женщины, которые наполняют каждый кадр своим дыханием, своей жизнью, исполнены любимыми актрисами Педро Альмадовара: Кармен Маурой, Пенелопой Крус, Лолой Дуэньяс, Бланкой Портильо. Это смешение экранного образа и личного человеческого обаяния каждой из них превращает персонажей в глубоких, многослойных героинь, которых можно воспринимать, прочитывать на нескольких уровнях – бытовом, литературном, символическом и даже архетипическом. Эта история, случившаяся в центре большого города, и уникальна, и глубоко типична одновременно, в ней много узнаваемого, потому что для женщины в любой стране и в любую эпоху понятна тоска другой женщины по матери, беспокойство за детей, стремление к созданию собственного жизненного пространства и его украшению. Она вьет гнездо, как птица: заботливо, тщательно, с радостью: не потому, что «так надо», а потому что это сакральный процесс, в который нельзя вкраплять недовольство, или обиды, или даже плохое настроение. В самом этом созидании женщина черпает душевные силы: отдавая, она приобретает – находит вдохновение, обретает творческую энергию.

Вспоминая, как пела Раймунда знаменитое танго «Volver», как менялось ее лицо при этом, как воздействовала она на всех окружающих, невольно вспоминаешь слова Клариссы Эстес: «Одни говорят, что творческая жизнь заключается в идеях, другие – в свершениях. Но похоже, что в большинстве случаев она заключается в самом бытии. Творчество – не единичное движение, и в этом его сила. То, что им затронуто, тот, кто его слышит, видит, ощущает, знает, — все получают пищу. Вот почему, воспринимая чье-то творчество, слово, образ, идею, мы насыщаемся, обретаем вдохновение для собственной творческой деятельности».

Материнство как форма самовыражения женщины – это непререкаемая привилегия женщины, высшая форма творчества, это таинство отношений между матерью и ее ребенком. Каждая из героинь Педро Альмадовара имеет неисчерпаемые запасы любви, но превратить эту любовь в творческий акт они могут, лишь переступив через тайны прошлого, застарелые обиды, неуверенность в себе, научившись улыбаться, когда очень больно. Обретение себя, своей утраченной сущности, по Альмадовару, главное условие женского счастья, а себя можно обрести в возвращенной гармонии отношений с близкими и с самой собой: и Ирэна, и Раймунда, И Соледат, и Паула нужны друг другу. С одной стороны, они прекрасны как семья в своем единстве, но и каждая в своей уникальности сияет гранью бриллианта.

Кроме того, в этой картине множество сопутствующих мотивов: это народные поверья и суеверия, все еще очень живучие в Ла-Манче, это и траур по родной матери Альмадовара, и неприятие смерти, и проблемы современного медийного мира, готового выпотрошить человеческую душу ради высокого рейтинга. Эти сопутствующие мотивы, как рукава большой реки, несут далеко свои живительные воды (реки, по словам режиссера, как туннели или бесконечные коридоры, являются одним из ярких метафор времени).

В смешении жанров, в перепевке вечных сюжетов, в поиске ответов на вопросы и переживания, Альмадовару удается создать по-настоящему лиричное повествование – практически откровение, которое смотрится на одном дыхании, с улыбкой и слезами; сопереживая героиням и примеряя их жизненные ситуации на себя, мы учимся не предавать свою природу. «Возвращение» — это фильм о возвращении друг к другу матери и дочерей, о возвращении режиссера к своей малой родине, своему любимому жанру, к своей матери, о возвращении себе себя самой.

Мир не делится на равные противостоящие части – даже ночь содержит толику солнечного света. Суметь найти гармонию, не исключив из картины мира то, что причиняет боль и разочарование, это есть назначение больших художников…

marie_bitok.livejournal.com

Добавить комментарий