Поиск

Тайная драма в интерьерах коммунальной квартиры


Время было тяжелое, но они любили друг друга. И разве могли они предположить, что впереди их ждет многолетняя разлука, сломанная судьба и горькое прозрение на закате жизни. И пропасть в двадцать лет между двумя их встречами вместила столько боли, и разочарований, и обманутых ожиданий, что кажется, с этим грузом быть вместе друг с другом они уже не способны.

В 1978 году Никита Михалков снял картину «Пять вечеров». Снял почти спонтанно, с некоторой долей творческого авантюризма. Работая над фильмом «Несколько дней из жизни Обломова», в котором была «летняя» серия и «зимняя», он не хотел распускать съемочную группу во время этого вынужденного перерыва. Для этого и запустил съемки по пьесе Александра Володина. Возможно, именно эта импровизация сделал картину легкой для восприятия, не превратив при этом легкость в легковесность. Это вдумчивое, драматическое полотно, исполненное ностальгии и горечи одновременно.

Режиссерский почерк узнаваем: умелая стилизация эпохи, прорисовка характеров героев, ситуации, вскрывающие их сущность, сочетание лирических интонаций с почти эпическим настроем. Здесь же, в «Пяти вечерах» появляется еще и особая камерность – прием, не часто применяемый Никитой Михалковым (вспоминается, прежде всего, его картина 1984 года «Без свидетелей»). Основная декорация фильма – интерьер коммунальной картины, основной цвет – коричневый, в этой невзрачной обстановке постепенно проступает драма главных героев – драма их характеров в первую очередь, их бескомпромиссности, и их любви. Оказалось, что несмотря на ушедшую молодость, и на то, что жизнь оказалась совсем не такой, какой обещала быть, сердце сберегло силы на любовь и на верность…

Особая харизма фильма – это Станислав Любшин. Безукоризненно точный, правдивый, тонкий, именно он оставляет послевкусие от картины, заставляет зрителя мысленно возвращаться к своему герою, пытаться понять его, рассмотреть его историю. Ильин в его исполнении, словно мерило правды, для окружающих героев – Тамары, Славы, Кати, Тимофеева. Людмила Гурченко, как это ни парадоксально для нее, здесь не на переднем плане, несмотря не то, что ее актерская манера гораздо больше тяготеет к экспрессивным, ярким мазкам, чем манера Станислава Любшина, который избирает сдержанные тона, едва заметные переливы, полутени и намеки. Наверно, потому ему и веришь – его мучительным поискам забытых слов в любимой песне, его простительному вранью, его желанию сделать эту нервную, измученную женщину – воспоминание о той дальней любви – сделать вновь счастливой. Еще один яркий мазок в палитре актерского ансамбля – это неподражаемый Александр Адабашьян в характерной роли Тимофеева.

Множественность факторов, создающих фильмовое пространство, заряжающих магнетизмом его поле, позволяет думать, что «Пять вечеров» в своей сокровенности, интимности остаются одним из самых значимых фильмов Никиты Михалкова. Сегодня, когда в режиссера продолжения «Утомленных солнцем» — «Предстояния» и «Цитадели», летит множество камней, свой голос добавлять к этому хору праведно разгневанных не хочется. Хотя бы потому, что испытываешь ностальгию и грусть по тому времени, когда Никитой Сергеевичем создавались такие тихие шедевры, а он сам умел создавать и лиричное камерное кино, и советский вестерн, и блестящие воплощения чеховских мотивов…

marie_bitok.livejournal.com

Добавить комментарий